Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута

Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста подвижных игр, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоретические основы подвижных игр.

1.1 Истоки подвижных игр.

1.2 Подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.

1.3 Методика проведения подвижных игр с детьми среднего возраста.

1.4 Особенности игр для детей.

1.5 Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников.

Заключение

Глава 2 Практическая часть.

2.1 Констатирующий эксперимент.

2.2 Формирующий эксперимент.

2.3 Контрольный эксперимент.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 102.06 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 
 
Введение 
 
Глава 1 Теоретические основы подвижных игр. 
 
1.1 Истоки подвижных игр. 
 
1.2 Подвижные игры  в работах отечественных педагогов и психологов. 
 
1.3 Методика проведения подвижных игр с детьми среднего возраста. 
 
1.4 Особенности игр для детей. 
 
1.5 Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников. 
 
Заключение 
 
Глава 2 Практическая часть. 
 
2.1 Констатирующий эксперимент. 
 
2.2 Формирующий эксперимент. 
 
2.3 Контрольный эксперимент. 
 
Заключение. 
 
Список литературы. 
 
Приложение. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются  сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания. 
 
Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств. 
 
Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания. 
 
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой. Всё больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах. Быстрота, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, овладения широким кругом движений.  
 
Актуальность поднятой проблемы вызвана также и потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. 
 
Предмет исследования:  влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском саду.

 
Объект  исследования: процесс физического развития детей средствами игровой деятельности.

 
Цель: таким образом,  целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута  
 
Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста подвижных игр, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).  
 
Задачи: 
 
1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр в физическом развитии детей; 
 
2.Уточнить влияние подвижных игр на развитие физических качеств (ловкости). 
 
3.Подобрать подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. 
 
Методы исследования:  
 
1.Теоретический анализ педагогической, научно – методической литературы по изучению подвижных игр. 
 
2.Диагностика развития физических качеств (ловкость) у детей старшего дошкольного возраста. 
 
3.Сравнение анализа физических качеств старших дошкольников в начале и конце года. 
 
Несмотря на соответствующий уровень  сформированности подвижных игр, их развитие не прекратилось, а неустанно продолжается. В связи с этим, изучение подвижных игр и внедрение их в воспитательную работу, будет содействовать формирование полноценной системы физического воспитания.   
 
ГЛАВА 1 Теоретические основы подвижных игр. 
 
1.1 Истоки подвижных игр. 
 
 Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что  истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачи такого исследования. Лишь в 30-е годы ХХ столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. По мнению Н.С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир. 
 
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция ещё не выделялась, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда. Так, Г.Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормится, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Возникают, уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражнялись в условиях, приближающихся к реальным условиям деятельности взрослых. 
 
Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создаётся почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.  
 
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ещё не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс – Мутсом. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Н. Фитилис отмечает, что Гутс – Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детских играх: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребёнка. Если мы часто наблюдаем, что  взрослые играют после работы, то с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, не нуждаясь ни в каком отдыхе. Опять присмотримся к играм детей, которые играют без перерыва. Кажется, у него нет больше сил, он еле - еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжить игру. В этих случаях следует отметить, что ребёнок упражняет игрою накопленные силы. 
 
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Таких как органы движения, органов чувств, особенно зрения, развития внимания, наблюдательности, мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это развитие осуществляется при помощи игр, то играм принадлежит центральное место. 
 
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во  второй половине 20 века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирагов, позднее Е.Н. Водолазова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчёркивается первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка. 
 
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, указывал на наличие в подвижной игре определённой цели. Действия должны соответствовать умениям ребёнка управлять собой. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. При этом он уделял значительное внимание соблюдению правил игры. Рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развитие у него честности, правдивости, выдержки. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь, его последователями и учениками стали В.В. Гориневким, Е.А. Аркиным. 
 
По мнению В.В. Гориневкого игра рассматривалась как средство формирования личности ребёнка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывал в игре. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. 
 
Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка. Он видел преимущества игры в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, доставляющие ему радость и удовольствие. По его мнению, игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; находчивость, тренирует анализаторные системы. Значительную роль учёный отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребёнка, правильно объяснить игру, подвести итог. 
 
В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леоньтьевым, А.В. Запорожцем и др. Анализ литературных источников указывает на то, что в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеев 
 
У подвижных игр также существует классификация. Они классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, футбол и др. 
 
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный и сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, автомобиль, волка и т.д. 
 
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнований, игры – эстафеты, игры с предметами. Для маленьких детей используются игры забавы, такие как «Ладушки», «Коза рогатая». Подвижным играм посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней.  
 
ВЫВОД. Таким образом, на основе анализа научно – методической литературы, можно сделать выводы: 
 
1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого. 
 
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. 
 
3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни. 
 
4. Игры создавались  с целью развития и совершенствования основных видов движения.  

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами. 
 
Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. 
 
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста. 
 
 
1.2 Подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов. 
 
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. 
 
Обратимся к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающейся учёный отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры с древнейших времён занимали весьма видное место.  Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Е. А. Покровский подчёркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движениям тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план,  быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.  Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма». 

На основе анализа национальных игр он пришёл к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный  отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх. 
 
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А. Покровский писал, что именно национальные игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласно с духом народа, по подобию того, как достигается народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т.п. 
 
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит ещё от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. 
 
П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает  знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценным средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, справедливости, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию». На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которые они им доставляют. В игре дети живут их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего как физическое, так и духовное».  
 
 Необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно русской жизни. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развивать фантазию ребёнка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры. Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствовают друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки, Именно по этому признаку они и называются народными. 
 
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элементы борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. 
 
Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение. 
 
 Древние летописцы увлекались больше строем жизни людей взрослых, описанием их войн и характеров предводителей, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости. 
 
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями и предрассудками. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Верования племён основывались на поклонении солнцу (Ярило), огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам и богам. Кроме этого, культура Руси развивались на основе жесточайшей эксплуатации народа, главным образом крестьянства. Всё это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа. Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества от песни, которая «играется», до свадьбы своеобразной драматической игрой с четким поведением ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных гуляньях, устраиваемые на Святки, Масленицу, Троицу и т.п. Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности такие как: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. 
 
 
1.3 Методика проведения подвижных игр детьми среднего дошкольного возраста. 
 
Методика проведения подвижной игры включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, наблюдательность и предвидение. Стимулируя интерес ребёнка к игре, увлекая, его педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Важно помочь ребёнку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Наблюдательность и любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельность, корректировать поведение ребёнка и своё собственное, создавать радостную атмосферу в группе. Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка и владеющего разнообразными двигательными навыками. 
 
Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных  подвижных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей. 
 
Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми. 
 
Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. 
 
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействует формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которые не может не проявить воспитываемые у него качества. 
 
Ребёнок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснения педагога, был недостаточно внимателен и т.д. 
 
Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка), взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. 
 
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала. Такая игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположение игроков и атрибутов, правилах игры. Он может дать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. 
 
Сюжетную игру также можно объяснить по разному. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу. Например: рассказывает о жизни народа, в чью игру предстоит играть, показ иллюстраций, предметы быта и искусства. Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Успешное проведение во многом зависит от удачного распределения ролей. 
 
Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физические и индивидуальные особенности детей. Команды подбираются равные по силам, для активизации неуверенных детей соединяют со смелыми и активными. 
 
В ходе игры задача педагога: 
 
- следить за движениями, которые должны соответствовать правилам, (подсказать, как целесообразнее выполнить то, или иное движение), 
 
- следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно, общая продолжительность игры около 15минут), 
 
- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу), 
 
- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, 
 
- приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, 
 
- приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость. 
 
Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться ещё лучших результатов. К обсуждению игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие. 
 
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. 
 
 
1.4 Особенности игр для детей. 
 
Народная игра – это игра, широко распространённая в национальном обществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого общества. 
 
Игра – деятельность не продуктивная, её мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, она остаётся не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. 
 
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Они возникли не на пустом месте, а прообразом служили для них реальные события как бытовые, так и культурно – исторические. Народные игры можно разделить на несколько типов.  
 
 - Игры, отражающие отношение человека и природы. Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Во многом именно от природы зависело, будет ли сыта община, жить в достатке или придётся голодать. Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях у славянских народов. Дети стремились подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый ряд игр, в которых отражаются отношения человека к природе. Во многих из них лесные хищники – лиса, медведь, волк главные действующие лица (волки во рву, хромая лиса, медведь и вожак). 
 
         -  Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия наших предков дошло до наших дней в многочисленных играх. Глядя на которые не трудно представить, чем они жили в старину (невод, удочка, птицелов). 
 
          - Игры по религиозным мотивам. Подобные мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурирует  не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетных играх (водяной, черти в аду, дедушка – рожок  и другие). 
 
          - Игры на находчивость, быстроту и координацию. Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательными становятся они, будучи оформленными, в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования вот главные составляющие славянских народных игр (горелки, жмурки, салки). 
 
          - Игры на силу и ловкость. Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти качества (слон, чехарда, бой петухов и другие). 
 
          - Военные игры. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением для мальчишек. За долгую историю военные игры, не претерпели каких – либо серьёзных видоизменений, и дошло до нас почти в первозданном виде (кулачный бой, снежки, казаки – разбойники). 
 
         Отмечу, что деление это весьма условное и не ставит перед собой цели загнать все игры в определённые классификационные рамки. Вполне возможно, что какие – то игры подойдут сразу к нескольким категориям. В каждую из этих игр дети могут играть вполне и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков. 
 
Ещё одной особенностью игр является использование в них зачинов, считалок, жеребьёвок. Они являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на безоговорочное и точное выполнение правил. 
 
         Зазывалки – специальные речёвки, используемые для сбора участников на игру. Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперёд руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Всё это время зазывала произносит зазывалку с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывало заканчивал набор.  
 
         Считалки – называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего. Считалки могли начинаться как загадки или как сказки. Концовки разнообразны с присутствием: «выйди, вон», «всё равно тебе водить» и т. д. «Выход» - это заключительный элемент в общей композиции считалки. 
 
         Жребий – выполняет функцию высшей справедливости. Его решению подчиняются все беспрекословно. Жребий это условный знак, какой – нибудь предмет, например дощечка, картонка. Берут по количеству участников одинаковых предметов. На одном ставят метку. Складывают в какой – нибудь ящичек, а затем игроки берут по одной. Кто вытягивает жребий с условной меткой, тому и водить. 
 
 
1.5 Влияние подвижных игр на физическое развитие. 
 
         Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности. 
 
         Выносливость – способность к длительному выполнению какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий. 
 
         Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво. 
 
         Гибкость – морфофункциональное свойство опоро – двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. 
 
         Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. 
 
         Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. 
 
         Для развития и тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать. Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. И в этом как раз помогают подвижные игры. Именно они создают такую атмосферу, где каждый ребёнок в непринуждённой обстановке, наравне со всеми сверстниками выполняет всевозможные движения, тем самым развивая свои физические качества. Потому, как в каждой подвижной игре используется движение на развитие одного, а чаще нескольких физических качеств, сразу. 
 
         Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановке. 
 
            Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он делает глубокий анализ ловкости и называет её не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. По мнению Н.А.Бернштейна ловкость и хорошая координация движения не одно и то же, между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость». 
 
         Кроме образных и красноречивых объяснений автор даёт научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: 
 
1. правильно (т.е. адекватно и точно); 
 
2. быстро (т.е. скоро); 
 
3. рационально (т.е. целесообразно и экономично); 
 
4. находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)». 
 
         Н.А.Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н.А.Бернштейн выделяет два разряда ловкости: 
 
1. телесная ловкость; 
 
2. предметная, или ручная, ловкость. 
 
         Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает:  «ловкость это не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть». 
 
К показателям ловкости относятся следующие факторы: 
 
1. способность быстро обучаться; 
 
2. использовать двигательный опыт; 
 
3. быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия. 
 
         При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребёнка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. 
 
         Большое место в развитии ловкости занимают подвижные игры.          
 
         Поскольку психофизические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств. 
 
 
Заключение. 
 
Результаты исследования литературы, показали, что одной из эффективных форм сохранения здоровья, физического совершенства детей дошкольного возраста, являются игры. В данной работе мы выполнили поставленные перед нами задачи и доказали  что игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Предоставленные тесты и диагностические методики могут быть использованы в практической деятельности дошкольных учреждений. Игры могут органически включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, делая этот процесс естественным. Данная работа может использоваться в виде методического пособия работниками физического воспитания и воспитателями ДОУ. 
 
 
Глава 2 Практическая часть. 
 
Одна из задач физического воспитание в дошкольных учреждениях создание таких условий, которые способствовали развитию у детей среднего дошкольного возраста физических качеств (ловкость).  
 
Эксперимент проводился на базе МБДОУ  № 260. Под наблюдением находилось 10 человек в возрасте 4 -5 лет (таблица №1). 
 

 

Таблица №1

 
Список детей

 
возраст

 
Группа здоровья

 

Королев Саша

 
4года 8месяцев

 

 
Савельева Наташа

 
4года 2месяца

 

 
Анфалов Данил

 
4года 4месяца

 

 

Баранова Аня

 
4года 1месяц

 

 
Зелингер Лиза

 
4года 2месяца

 

 
Кудрина Саша

 
4года 8месяцев

 

 
Ленивцева Полина

 
4года 9месяцев

 

 
Никитина Агата

 
4года 8месяцев

 

 
Пискарев Миша

 
4года 5месяцев

 

 
Самохвалов Рома

 
4года 1месяц

 

 

Проходя  с детьми подвижные игры, мы поставили с задачу: Выяснить возможности развития такого физического качества как ловкость в подвижных играх. 
 
Целью являлось выяснение влияние подвижных игр с разным двигательным содержанием на развитие ловкости детей среднего дошкольного возраста. 
 
Для реализации данной цели использовались методы: наблюдение за детьми во время подвижных игр, диагностика первоначального уровня психофизического качества (тест по определению ловкости таблица № 2), тест по определению прироста показателей психофизического качества (приложение № 1). 
 
Тест на определение ловкости. Проводится на спортивной площадке или в зале длинной не менее 15 метров. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией финиша. От линии старта на расстоянии 5 метров кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 метров ещё 2 больших мяча параллельно первым и ещё два мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на три зоны. Расстояние между мячами 2 метра. Необходимо указать направление стрелками. По команде «На старт!» ребёнок становится позади старта. По команде «Марш!» ребёнок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелками между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребёнок пройдёт всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10с. Тест проводится одним ребёнком 2 раза  и фиксируется лучший результат. Если ребёнок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново. 
 
Экспериментальная работа включает в себя: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. 
 
 
2.1Констатирующий эксперимент. 
 
В ходе этого эксперимента были проведены: наблюдение за детьми во время подвижных игр на физкультурных занятиях и во время прогулки, тестирование. 
 
Цель эксперимента: выяснить результативность развития психофизического качества ловкость на начало учебного года  в средней группе в (Таблице № 2). 
 
Таблица №2

 
Список детей

 
Сентябрь 2011 год

 
Бег зигзагом

 

Королев Саша

 
 

 
Савельева Наташа

 
 

 
Анфалов Данил

 
 

 

Баранова Аня

 
 

 
Зелингер Лиза

 
 

 
Кудрина Саша

 
 

 
Ленивцева Полина

 
 

 
Никитина Агата

 
 

 
Пискарев Миша

 
 

 
Самохвалов Рома

 
 


 
- Низкий уровень 
 
- Средний уровень 
 
- Высокий уровень 
 
Процентный показатель данной таблицы приведены в (Диаграмме №1). 
 
  
 
Диаграмма №1 
 
  
 
  
2.2 Формирующий эксперимент. 
 
Цель: внедрить в практическую работу с детьми среднего дошкольного возраста регулярное проведение подвижных игр на занятиях по физической культуре, прогулке, индивидуальной работе с детьми. Предложить систему подвижных игр на развитие ловкости (Таблица № 3). В течение эксперимента проводились следующие подвижные игры: «Два Мороза», «Пятнашки», «Мы весёлые ребята» и  т. д. Подробный конспект проведения подвижных игр приведён в (Приложении №2). 
 
                          Таблица №3 

 
Название подвижной игры

 
месяц

 
Сен.

 
Окт.

 
Ноя.

 
Дек.

 
Янв.

 
Фев.

 
Мар.

 
Апр.

 
«Гуси-лебеди»

               

 
«У медведя во бору»

               

 
«Алёнушка и Иванушка»

               

 
«Жмурки»

               

 
«Смелые мышки»

               

 
«В собачки»

               

 
«Пчёлки и ласточки»

               

 
«Бабка Ёжка»

               

 
«Петух»

               

 
«Ловишка в кругу»

               

 
«Удочка»

               

 
«Из круга в круг»

               

 
«Охотники и утки»

               

 
«Совушка»

               

 
«Змейка»

               

 
«Пятнашки»

               

Информация о работе Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников