Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.
Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА.
РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………....……….....5
Определение понятия «референтная группа»……..………..…....5
1.2. Функции референтной группы………………………..............……6
1.3. Виды референтной группы……………………………………..…..8
ГЛАВА.
ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…....………………………………………..……11
Навязывание………………………………………………....……...11
2.2. Подражание…….……………………………………………………13
ГЛАВА.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19
Заключение…………………………………………………………..……20
Список используемых источников………………………………………22

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 654.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1. ГЛАВА.

РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………....……….....5

    1. Определение понятия «референтная группа»……..………..…....5

1.2.    Функции референтной группы………………………..............……6

1.3.    Виды референтной группы……………………………………..…..8

  • ГЛАВА.

ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…....………………………………………..……11

    1. Навязывание………………………………………………....……...11

2.2.   Подражание…….……………………………………………………13

  1. ГЛАВА.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19

Заключение…………………………………………………………..……20

Список используемых источников………………………………………22

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.

 Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.

Система знаний о влиянии референтных групп призвана направить и развить те качества индивида, которые необходимы для достойного существования и самореализации. Все вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является выявление источника и силы влияния окружающего социума на духовно-нравственное развитие молодёжи.

Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Изучить литературу о  проблемах современной молодёжи, их духовно-нравствинных ориентирах и  влиянии референтных групп на развитие личности.
  2. Соотнести имеющиеся наблюдения с научными фактами о развитии молодого человека  в окружающем социуме.
  3. Сделать необходимые выводы о влиянии референтных групп  на духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Объектом исследования в курсовой работе являются пути реализации влияния окружения на развитие индивида.

Предметом исследования в курсовой работе являются молодёжь и его окружение.

 В данной курсовой  работе мы обращались к научным  работам известных профессоров  и докторов, психологических и  социальных наук. Проблему референтных групп изучали советские и российские психологи, такие как  А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Г.М. Андреева, Р.С. Немов и Е.В. Щедрина, а так же американский социолог Г. Келли. При работе над темой духовно-нравственного воспитания  мы пользовались литературой В.А. Левидова, В.А.Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Д.С.Лихачева и Е.М. Зезеки. Для достоверной и полной информации о способах влияния были изучены и обработаны труды Л.С. Выготского, В.Граблина, Н.П. Ладыгиной-Котс, В.А. Просецкий, Б.Ф. Поршнев, Б.О. Парыгина и Р.Б. Чалдини.

Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке различных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что еще не было специально изучено духовно-нравственное воспитание молодежи под воздействием влияния на него референтных групп. Это и определило выбор темы  курсовой работы «Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида».

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГЛАВА. РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА

 

  1. Определение понятия «референтная группа»

 «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - очень интересное выражение. Без сомнения, каждый из нас его слышал не раз. Не случайно с него бы и хотелось начать нашу работу. Если в рамках сегодняшнего дня сложить эту крылатую фразу с пословицей: «ты есть то, что ты ешь» и приложить это в сектор информации, то появляется интересная тема для размышлений. А именно, кто же влияет на твоё миропонимание.

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием, так называемых референтных (эталонных) групп.

Референтная группа (от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Упоминание о референтных группах  встречаются в трудах известных советских и российских психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» принадлежит кандидату  психологических наук, главному редактору журнала "Вопросы психологии" Екатерине Владимировне Щедриной.

Понимание референтности, по мнению Е. В. Щедриной, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [8. С. 116].

 

 

Классификация групп:

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав, которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы [11].

 

  1. Функции референтной группы

Референтная группа выполняет в основном две функции:

  1. Нормативную
  2. Сравнительную

 Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Группа может выполнять нормативную функцию, если она в состоянии вознаграждать индивида за конформность и наказывать за неконформность[5].

Конформность - свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе  [9].

Сравнительная функция проявляется в персептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

К примеру, нормативной группой может являться семья, школа, лагерь и т.п. Родители могут, как поощрять ребёнка за труд, так и лишать его каких-то привилегий. Как известно, существует так называемый метод воспитания поощрение и взыскание – в народе более известен как метод «Кнута и пряника». Несомненно, каждый из нас себе в детстве испытал этот метод:  двойку из школы принёс, значит, на улицу даже не смотри. А если и в школе хорошо, да ещё и в комнате пыль вытер, то всё, получай лишний рубль на мороженное.

А вот мы выросли и теперь сами можем пользоваться таким методом. Но, что это значит, нами теперь никто не может так манипулировать?! Конечно - нет. Если вы студент, то за хорошие отметки вы получаете стипендию, а за плохие оценки вы теряете место в вузе. Так же и с работниками. За выполнение работы существует ряд возможных санкций и поощрений.

 

  1. Виды референтных групп:
  1. «положительные» референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
  1. «отрицательные» референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.

У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида [11]. К примеру,  девушка закатила скандал своему парню из-за того, что увидела, как он курит. Молодой человек не понимает, почему этот факт её так возбудил. Оказывается, что девушка не курила и не употребляла алкоголь, только из-за того, что её парень активно занимался спортом и вёл здоровый образ жизни. Таким образом, выясняется, что молодой человек был для девушки референтной группой, действиям которой она подражала. В таких случаях, как правило, индивид строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.).

Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи. Например, девушка являлась поклонницей знаменитого российского тележурналиста и телеведущего Владимира Владимировича Познера. Он был для неё идеалом: остроумный, эрудированный и один из самых интересных людей современного мира. Она смотрела все выпуски телепередачи «Познер» на первом каннеле,  читала все его книги. Одним словом очень ценила его работы. Но в последнем выпуске своей телепередачи известный ведущий решил обсудить тему «антимгнитского закона», принятого на днях в Госдуме. Если  вкратце, то позиция Познера сводилась к тому, что данная инициатива в глобальном плане выглядит неадекватной и выставляет Россию на посмешище. Но возмутило депутатов отнюдь не аналитика, а то, что в запале Владимир Владимирович обозвал Госдума «госдурой» [2]. Этот инцидент не оставил равнодушной и мою подругу. Она долгое время не могла поверить, что человек, который был для неё идеалом тактичности и лаконичности допустить такое высказывание с телеэкрана.

Проблема медиа-лиц, заключается в том, что если они являются яркими деятелями культуры, то у них, рано или поздно, появляются поклонники и единомышленники, которые следуют их примеру (одежда, образ жизни, кино, музыка и т.п.). И если популярный человек знает о своём статусе среди народных масс, то ему стоит вести себя аккуратно в своих действиях и высказываниях.

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия или членская группа - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то, как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой, являющейся результатом социального конструирования, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка" [4]

Информация о работе Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида