Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего  профессионального  образования НСО

«Татарский  педагогический  колледж»

 

 

 

 

 

 

Тема:  Влияние  семьи  на  формирование  познавательного  интереса младшего

             школьника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Введение…………………………………………………………………………………….

 

Глава 1. Условия  успешного  семейного воспитания………………………………..

1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….

1.2. Характеристика условий  семейного воспитания…………………………………..

 

Глава 2.  Познавательный интерес младших школьников и  условия его развития.

2.1 Понятие и  пути  развития познавательного интереса………………………………….

2.2. Роль родителей в  формировании познавательного интереса………………………….

Глава 3. Педагогическое руководство  процессом   формирования   познавательного интереса младшего школьника  в семье…………………………………………………….

 

Заключение ………………………………………………………………………………….

 

Список  литературы………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере  образования, предъявляются новые  требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании  выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Современное образование  должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого  личностного мотива, стимула к  получению образования. Важной является задача научить школьников учиться  и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать  такую познавательную мотивацию (познавательную активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл. Таким  образом, необходимо развивать у  детей познавательный интерес и  повышать его уровень. Для того чтобы  повысить уровень познавательного  интереса, необходимо не только работа школы, но и сотрудничество школы  и семьи.

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится  семье. Одна из задач семьи, как института  развития и воспитания ребенка –  создать максимальные условия для  его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни». Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.

С момента прихода ребенка  в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его  учебную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может  взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности.

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая  в этом вопросе, школа и семья  способствуют созданию благоприятных  условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов  и семьи школьника заключается  в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и  развитии в нем лучших качеств  его личности. Это помогает педагогам  родителям объединять свои усилия в  создании условий для формирования у ребенка тех качеств и  свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.

     

 

Объект исследования:  процесс обучения младшего школьника.

Предмет исследования:  условия   формирования познавательного интереса младшего школьника  в семье.

Цель: разработать  систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями,  родительское собрание,  памятки, уголок для родителей).

Задачи:

1. Рассмотреть условия успешного воспитания ребенка в семье.

2. Дать характеристику  познавательного интереса  младшего школьника.

3. Определить систему работы  с родителями по формированию познавательного интереса младших школьников.

 

Гипотеза исследования:

 Успешность и мотивированность ученика на  учебную деятельность определяется степенью  педагогической  грамотности родителей.

 

Глава 1. Условия  успешного семейного  воспитания

 

    1. Понятие  семейное  воспитание.

      В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры. Следовательно, семейное воспитание – это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается и как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Семейное воспитание –  это процесс взаимодействий родителей  и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так  и другой стороне, каждый ребенок  невольно и неосознанно повторяет  своих родителей, подражает папам  и мамам, бабушкам и дедушкам.

 Определяющая роль  семьи обусловлена ее глубоким  влиянием на весь комплекс  физической и духовной жизни  растущего в ней человека. К  тому же, семья для ребенка  является одновременно и средой  обитания, и воспитательной средой. Исходя из этого, социальные  педагоги считают, что семья  и ребенок – зеркальное отражение  друг друга. В результате, именно  в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы  быть не могут. Кроме того, семья  осуществляет социализацию (приспособление  к окружающей общности людей  - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность и формирует содержание семейного воспитания.

     Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана сформировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

      Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В настоящее время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны. Родители, заменяя и дополняя друг друга, решают разнообразные воспитательные задачи. Взаимодополнение связано, прежде всего, со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в семье. От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.д. От роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека. Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям. Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

 

1.2. Характеристика  условий семейного  воспитания.

 

     Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она – главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека.

     Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

 

        Нормальная  семейная атмосфера – это:

- осознание родителями  своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного  на взаимном уважении отца  и матери, постоянном внимании  к учебной, трудовой и общественной  жизни, помощь и поддержка в  больших и малых делах, в  бережном отношении к достоинству  каждого члена семьи, постоянном  взаимном проявлении такта;

- организация жизни и  быта семьи, в основе которой  лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению  хозяйственных вопросов жизни  семьи, ведению хозяйства, к  посильному труду;

- разумная организация  отдыха: участие в спортивных  и туристических походах, совместные  прогулки, чтение, прослушивание музыки, посещение театра и кино;

- взаимная принципиальная  требовательность, доброжелательный  тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в  семье.

    Некоторые родители думают, что для правильного воспитания достаточно здравого смысла, интуиции и того опыта, который они приобрели, когда сами были детьми. Но что бы мы сказали, если бы, к примеру, врач стал лечить вас «дедовскими» методами, без лабораторных анализов, рентгена, антибиотиков – всего того, что дает ему современная наука? Мы, естественно, не простили бы ему такой медицинской неграмотности и перешли бы к другому врачу. Ребенок в этом смысле находиться в более трудном положении: он не в состоянии перейти от «малосведущих» родителей-воспитателей к другим, более подготовленным. Поэтому есть только один правильный выход – подготовить родителей к нужному, благородному и ответственному делу воспитания.

     Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

     Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

 

Условия правильного воспитания детей в семье.

Воспитательное воздействие  семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

Авторитет и личный пример родителей.

Под авторитетом следует  понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать  им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся  сила педагогического влияния родителей  на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается  страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет  закрепляется или постепенно снижается  и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного  примера родителей обусловлена  психологическими особенностями детей  дошкольного возраста: подражательностью  и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так  важен требовательный контроль родителей  за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника