Влияние семьи на воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Воспитание ребенка является не только личным, частным делом родителей — это их долг перед Родиной, дело большой государственной важности. Семья и семейная обстановка играют немаловажную роль в формировании личности ребенка.
Родители должны хорошо знать возрастные особенности детей, знать, к чему следует приучать их в том или ином возрасте.

Содержание работы

РЕЖИМ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

 
Сотни научно-исследовательских  учреждений, врачи, педагоги тщательно  изучают возрастные особенности  детей, чтобы выработать наиболее совершенные  формы и методы их воспитания. 
В основу этих исследований положено учение И. П. Павлова, гениального русского физиолога. В своих трудах он указывает, что развитие живого организма происходит в результате его взаимодействия с окружающей средой. Поэтому в возникновении тех или иных качеств человека главную роль играют условия, в которых он живет с детства, влияние, которое оказывает на него окружающая среда. 
Внешние воздействия воспринимаются организмом через нервную систему. Она развивается у ребенка с первых дней его жизни. Легко представить себе, насколько быстро идет этот процесс, если вспомнить, каким беспомощным ребенок появляется на свет и каким он становится уже к трем годам. В таком возрасте дети умеют ходить, бегать, говорить. Но всему этому ребенка необходимо обучать. Если он будет все время предоставлен самому себе, если воспитанию с первых дней жизни не будет уделено внимание, развитие ребенка пойдет значительно медленнее. 
Воспитание ребенка является не только личным, частным делом родителей — это их долг перед Родиной, дело большой государственной важности. Семья и семейная обстановка играют немаловажную роль в формировании личности ребенка. 
Родители должны хорошо знать возрастные особенности детей, знать, к чему следует приучать их в том или ином возрасте. 
В нашей стране родители имеют широкие возможности пользоваться литературой по воспитанию детей, консультациями врачей и педагогов. Во многих школах и детских учреждениях созданы так называемые родительские лектории, организуются специальные циклы лекций и докладов.

РЕЖИМ

 
Правильная организация  всей жизни ребенка, правильный распорядок его дня: распределение в соответствии с возрастом часов еды, сна, прогулки, деятельного бодрствования, т. е. его режим, — необходимы для здоровья ребенка. Это обеспечивает также всестороннее развитие и организованное поведение ребенка и содействует его правильному воспитанию... 
Привыкнув с первых лет жизни к определенному режиму, ребенок и в школьный период, и став взрослым, будет организованным человеком, не будет тратить напрасно свое время, привыкнет правильно чередовать труд и отдых, полноценно используя каждый час, каждую минуту. Строго выполняемый режим дня воспитывает с детства дисциплинированность, укрепляет волю, увеличивает работоспособность человека, сохраняет его силы и способности к творческой деятельности. 
При правильном режиме дети лучше едят, быстро засылают, и родителям не приходится прибегать к укачиванию или сидеть около кроватки, пока ребенок заснет. 
С первых дней жизни ребенка надо кормить в строго установленное время, как это рекомендуется врачами консультации: через каждые 3 часа, а с 3 месяцев — через 3 1/2 часа, с ночным 6—7-часовым перерывом. В 5—6 месяцев детей кормят уже через 4 часа с восьмичасовым перерывом ночью. При таком порядке ребенок просыпается для кормления в определенное время; ко времени кормления у него в желудке будут выделяться необходимые для пищеварения соки, появится хороший аппетит. В возрасте после одного года детей кормят 4 раза в день. Этот режим кормления в основном сохраняется и в школьном возрасте. 
Многие матери кормят ребенка перед сном, чтобы он засыпал после кормления у груди. Это, конечно, неправильно. Кормить грудного ребенка надо после того, как он выспался и находится в бодром состоянии, — тогда он лучше ест. Сытый ребенок хорошо играет, двигается, а наигравшись, быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. Накормленный же перед сном ребенок просыпается за 1 1/2—2 часа до следующего кормления; во время бодрствования, испытывая чувство голода, он будет беспокоен, что заставляет часто матерей нарушать режим кормления и кормить ребенка раньше времени. 
С 12 часов ночи до 6 часов утра ребенка кормить не следует. Это важно как для правильного пищеварения ребенка, так и для того, чтобы приучить его спокойно спать ночью и дать возможность матери выспаться. 
Некоторые матери устраивают шестичасовой перерыв в кормлении — с 9 часов вечера до 3 часов ночи. Этого делать не следует, так как при этом режиме мать не получает полного отдыха, а ребенок привыкает просыпаться в 3 часа ночи. 
Дети, приученные с самого рождения к правильному режиму, всегда спокойны, не требуют криком кормления и дают покой кормящей матери. 
Если ребенок, приученный к правильному распорядку жизни, все же проявляет беспокойство и много плачет, — значит он нездоров или у матери недостаточно молока. 
Для здоровья ребенка, для его уравновешенного состояния и хорошего настроения особенно важен сон. У детей нервные клетки мозга очень нежны, они быстро утомляются от впечатлений, получаемых из окружающего мира. В зависимости от возраста это нервное переутомление проявляется по-разному: грудные дети плохо засыпают, много кричат перед сном, сон их неспокоен, просыпаясь, они плачут, плохо едят, обнаруживают общую слабость, вялость. Более старшие становятся раздражительными, капризными, плохо едят, долго не засыпают, неспокойно спят. 
Дети школьного возраста при нарушении режима сна становятся рассеянными во время уроков, недисциплинированными, неуравновешенными, проявляют грубость по отношению к товарищам, нетактично ведут себя со старшими. Родители должны знать возрастные нормы продолжительности сна, необходимого для полного восстановления бодрого, деятельного состояния мозга. Так, по данным проф. Н. М. Щелованова, ребенок 2 месяцев должен спать в течение суток 16—17 часов; от 5 до 9 месяцев — 14—15 часов; от 9 месяцев до 1 1/2 лет — 13 1/2 — 14 часов; в возрасте 3 лет — 12—12 1/2 часов; В 6—7 лет — 11 —12 часов. 
Очень важно, чтобы родители знали, сколько времени ребенок может бодрствовать, т. е. не спать, и быть в то же время спокойным, активным, неутомленным. Так, ребенок с 3 месяцев может бодрствовать 1 1/2 часа подряд. Постепенно с возрастом период бодрствования удлиняется. Так, 5—7-месячный ребенок весело играет, бодрствует 2 часа подряд. С 7 до 9—10 месяцев дети должны спать днем 3 раза, перед каждым кормлением по 1 1/2—2 часа подряд, и играть, бодрствовать не более 2 1/2 часов. Но уже с 9—10 месяцев ребенок может без утомления бодрствовать 3 и 3 1/2 часа подряд и спать всего 2 раза в день. Такой режим остается у ребенка до 1 1/2 лет. Только после 1 1/2 лет ребенок может спать днем всего один раз. 
Ослабленный болезнью или недоношенный ребенок может и до 1 года 8 месяцев спать 2 раза днем. Большую ошибку делают родители, которые чуть ли не с одного года укладывают ребенка спать один раз днем. Правда, при этом ребенок спит днем примерно 3 часа подряд, но все же промежуток бодрствования у ребенка становится настолько длинным (5—7 часов подряд), что непременно приведет его к нервному переутомлению, которое проявится в его капризах, плохом аппетите, плохом сне. 
С 1 1/2—2 лет ребенок уже может бодрствовать 5-6 часов подряд без утомления. Вечером ребенка нужно укладывать спать не позже 8 часов 30 минут. 
Бодрствование ребенка должно быть заполнено самостоятельной игрой в его уголке или общением со взрослыми, а на прогулке — с товарищами. 
Ежедневная прогулка должна занимать также определенное время в режиме дня. Детям старше года нужно и в холодное время года не только спать, но и гулять на воздухе. Это способствует нормальному развитию ребенка. 
Таким образом, с первых лет жизни ребенок начинает привыкать к порядку и в школьный период становится более организованным, собранным, приучается правильно чередовать свой труд и отдых, полноценно используя время всего дня.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ  РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

 
Воспитание полезных навыков  и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде жизни ребенка. В этом возрасте в коре больших полушарий головного мозга легко образуются новые временные нервные связи, называемые условными рефлексами, которые потом закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек. 
Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. 
Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка. 
Давно известно — каждый испытал это на себе, — что потребность в еде, сне, деятельности и отдыхе появляется в определенные часы, если человек привык есть, спать, работать в установленное время. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот, что сон наступит быстрее и отдых будет более полным, если в привычный час человека «клонит ко сну». 
Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. 
Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Бывает, что родители, «жалея» ребенка, разрешают ему то позже лечь, то не вовремя встать, то остаться дома в часы прогулки. Такие нарушения установленного распорядка не проходят бесследно: они отражаются на сне ребенка, его аппетите, общем самочувствии. Ребенок начинает к огорчению родителей, не понимающих причины его поведения, нервничать, капризничать. 
Режим может несколько изменяться в зависимости от сезона, от распорядка жизни в семье. Но некоторые общие правила должны соблюдаться всегда. Правила эти относятся в основном к организации сна, питания, прогулок. 
Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. 
Но дело не только в количестве часов сна. Дети должны ложиться вовремя, не позднее 8—9 часов вечера. Если ребенок спит в общей комнате, взрослым приходится в это время несколько ограничить себя, так как яркий свет, чрезмерно громкие или волнующие ребенка разговоры, естественно, мешают ему заснуть сразу, а потом, в силу перевозбуждения, сон наступает с большим трудом. 
Возбуждают ребенка и слишком шумные игры перед самым сном, и рассказанные ему на ночь страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д. 
Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт. 
Питание. Ребенку, так же как и взрослому, пища нужна как источник энергии, необходимой для основных жизненных процессов в организме, для поддержания теплового равновесия, для движения, для работы. В детском возрасте требуются еще и дополнительные затраты энергии, связанные с ростом и развитием организма ребенка. Чем моложе ребенок, тем быстрее идет его рост. 
В пище дети должны получать все необходимые вещества: полноценные белки (их особенно много в мясе, рыбе, яйцах, в молочных продуктах), жиры — преимущественно в виде сливочного масла, углеводы, содержащиеся в муке, в крупах, в сахаре, в картофеле, в различных овощах, фруктах. 
Для нормального роста и развития детям особенно важны витамины — их много в капусте, моркови, помидорах, в черной смородине, апельсинах, лимонах и других овощах, ягодах и фруктах, а также в сливочном масле, яйцах, молоке и рыбьем жире. 
Устанавливая режим питания, надо помнить следующее. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать. 
Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — во время утреннего завтрака и ужина, а самое легкое питание — в полдник и на второй завтрак, если ребенок питается 5 раз в день. 
Приводим примерное меню и распорядок питания для ребенка-дошкольника. 
Первый завтрак — из двух блюд. Кроме стакана жидкости (чай с молоком, молоко, кофе), на завтрак следует давать какое-нибудь горячее блюдо: кашу, картофель, макароны, яичницу, фаршмак из селедки, а также овощи или фрукты, ягоды. 
Если по условиям жизни в семье общий обед готовят к 3—4 часам, детям необходимо дать второй завтрак (через 2 1/2—3 часа после первого), более легкий. 
Нет надобности готовить для детей дошкольного возраста специальный обед — они могут в основном есть то же, что и взрослые, если это не слишком тяжелая, жирная или острая пища, приправленная перцем, горчицей, уксусом. 
Обед ребенка должен состоять из трех блюд; на третье следует давать свежие фрукты или кисель, компот. 
В промежутках между обедом и ужином — легкий полдник: чай или молоко, булочка с маслом, с медом, печенье, фрукты. 
Ужин — из двух блюд: например, запеканка из каши (овощей, макарон), творог, сырники, картофельные котлеты и т. п. и стакан молока, простокваши. 
Прогулка. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В сельских местностях, где жизнь детей весной и летом обычно целиком проходит на воздухе, они выгодно отличаются от городских и крепостью здоровья, и внешним видом: румяные, загорелые, всегда в движении, они не боятся солнца, не простуживаются, промокнув под дождем. Надо стремиться к тому, чтобы дети, живущие в городских условиях, также как можно больше были на воздухе. 
В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми — между завтраком и обедом (2—2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2—2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается. 
Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. 
На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20—25° мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде. 
На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, валенках и теплых варежках или перчатках. На севере, где климат суровее, детей надо приучать гулять и при более низкой температуре: важно, чтобы ребенок привыкал к климату, в котором он живет. 
В зависимости от условий дети могут гулять на участке своего дома или за его пределами. В первом случае следует позаботиться о том, чтобы во дворе было место, где они могли бы спокойно играть. Площадку, предназначенную для игр, летом надо подметать и поливать во избежание пыли, зимой — расчищать от снега. Если двор, как это бывает нередко в больших городах, не подходит для игр детей, надо выбрать поближе к дому место для ежедневных прогулок: сквер, бульвар, парк. 
Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние — для младших до 15—20 минут ходьбы, для более старших — до 30 минут, с небольшими остановками на 1—2 минуты во время пути. 
Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.

Правильно организованный режим дня предусматривает: 
1. Чередование физической, умственной деятельности и отдыха. 
2. Регулярный прием пищи. 
3. Сон с точным временем подъема и отхода ко сну. Сои влияет на улучшение общего самочувствия детей. Продолжительность сна детей 4—7 лет должна быть не менее 12—11 часов с обязательным дневным сном не менее двух-полутора часов. 
4: Комплекс гигиенических мероприятий. -5. Достаточную продолжительность прогулок и пребывания на открытом воздухе при высокой двигательной активности. 
 
При составлении режима дня нужно обязательно учитывать возрастные особенности и прежде всего деятельность нервной системы. 
Нередко родители, «жалея» детей, разрешают им в выходной день позже вставать и соответственно позже ложиться. Тем самым нарушается и обычный режим приема пищи. Ломка режима отрицательно сказывается на здоровье ребенка, приводя к нарушению сложившегося благоприятного для организма динамического стереотипа. Выходной день нужно использовать для прогулок, игр, физкультурных развлечений, экскурсий, посещения театра (дневного спектакля), максимального пребывания на свежем воздухе. 
 
Строгое соблюдение режима дня приучает ребенка не только к определенному порядку, но и экономит его силу, укрепляет здоровье, воспитывает твердость характера. Восточная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу». 
 
Наука уже выяснила, что к пяти-семи годам формирование личности человека в основном завершается, и то, что не сделано за первые годы, потом не наверстать. 
Естественные силы природы, если их правильно использовать, усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, способствуют закаливанию. В воспитании дошкольников солнце, воздух и вода — основные факторы в борьбе с простудными заболеваниями. 
 
Важно использовать прирожденную способность организма самостоятельно защищаться от охлаждения, стараться развить эту способность и, таким образом, сделать организм устойчивым к переменам внешней температуры. Этот путь, безусловно, правильный, но нелегкий. Он требует сознательного и разумного проведения профилактических мероприятий и внимательного наблюдения за ребенком со стороны родителей и врача'. 
 
Наукой и практикой доказано, что путем настойчивого упражнения можно развить любые способности организма. Музыканты, спортсмены, гимнасты, мастера различных производств дают нам примеры такого высокого совершенства в своей специальности, и достигается это путем ежедневных упражнений — тренировки. Этот же способ надо применить, развивая в организме защитные приспособления, которые помогают в борьбе с простудой.


Информация о работе Влияние семьи на воспитание ребенка