Влияние социо-культурных факторов на проблемы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:47, статья

Описание работы

Проблема соотношений социальных взаимодействий и обучения рассматривалась еще в контексте культурно-исторической психологии. Тогда обосновывалась гипотеза, о том, что социальные взаимодействия опосредующие деятельность, существенно влияют на развитие мышления детей в обучении.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Влияние социо-культурных факторов на проблемы образования 

 

Проблема соотношений  социальных взаимодействий и обучения рассматривалась еще в контексте  культурно-исторической психологии.  Тогда обосновывалась гипотеза, о том, что социальные взаимодействия опосредующие деятельность, существенно  влияют  на развитие мышления детей в обучении.

Рассматривается два типа организации совместной учебной  деятельности: посредством подражания действиям взрослого и через преобразование самих  способов  взаимодействия со взрослыми и другими детьми. В экспериментальном плане проблема социальных взаимодействий  и обучении представлена  в исследовании эффективности взаимодействия учащихся  в процессе группового решения задач, а так же в исследовании особенностей организации  совместной учебной деятельности в классе. Именно эти области экспериментального исследования  роли  социальных  взаимодействий  в процессе «учения-научения» и полученные данные составляют на сегодняшний день ядро новой социальной  генетической психологии взаимодействий, а в итоге новой педагогической практики, отличающейся от традиционной.

Символический контекст  социальных взаимодействий –важнейшее  положение концепции Л.С. Выготского. Кроме того, символический контекст  социальных взаимодействий составляет так же концепцию  символического интеракционизма Г.Мида. Ситуации обучения –это вместе с тем ситуации совместной деятельности.  В них формируется личность, в них она осознает себя, действуя вместе с ними.

Таким образом, два обстоятельства, сформулированных  Выготским, Мидом и Пиаже, стали краеугольным камнем в дальнейшем развитии  проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения.

Прежде всего научным  сообществом  отчетливо сформулирована мысль , что социальное взаимодействие и развитие  учения не являются  смешанными и независимыми процессами , эти процессы не являются так же необратимыми . Они представляются взаимообусловленными процессами  ибо от протекания одного  внутренне зависит и возникновение другого .

Другое важное обстоятельство  состояло в том, что содержание  понятий предполагало новую парадигму развития и соответственно  новый подход к психологии учения-обучения. На смену представлению об обучении как естественном и индивидуальном процессе, вырабатывается представление об обучении  как о совместной деятельности.

В конце 1970-1980 г. экспериментальное  исследование проблемы «социального взаимодействия обучения»  переносится в классную ситуацию и концентрируется на формах  организации  учебного взаимодействия учителя и школьника. При этом в подходе совместной деятельности, существенное значение  придается понятию педагогического соглашения, по которому учащиеся берут на себя познавательную и социальную ответственность  в построении собственных знаний , а учитель должен заботиться о постепенной выработке знаний учеников,  определять их границы и давать  оценку.

Процедурная организация  педагогических ситуаций взаимодействия детей в данном направлении  исследований, как правило включают:

-деление учащихся на  небольшие группы  каждая из  которых должна найти  свое решение проблемной ситуации;

-обсуждение между группами  различных вариантов;

-совместное оформление  правильного решения.

Дидактическая эффективность  такой организации совместной деятельности  является достаточно высокой  и позволяет выделять  и изучать интереснейшие  психолого-педагогические феномены, связанные с выявлением различных факторов  групповой эффективности.

Нельзя не отметить  в  то же время, что исследователям удалось  найти достаточно  эффективную  форму воздействия на координацию детей при решении  коллективной задачи  через организацию –знаково-опосредованных  приемов  анализа детьми собственных действий.

Таким образом,  проблема генезиса учебно-познавательных процессов  должна быть поставлена как проблема  формирования у детей обратимых связей между предметными и операциональными компонентами действия.

Участвуя  в совместной работе, дети осуществляют процесс подлинного исследования, проявляют интерес и эмоциональные переживания , что в значительной степени стимулирует их эффективное развитие.  Несмотря на успехи достигнутые психологической наукой  в исследовании  совместной учебной деятельности, остается еще немного невыясненных вопросов  от которых зависит организация дидактических и и воспитательных  ситуаций: как соотносятся  групповые  и индивидуальные формы обучения. Тем не менее накопленные экспериментальные данные о роли социальных взаимодействий  в процессе обучения  выявляют  новые резервы  умственного развития  ребенка, благодаря чему  они становятся  реальной основой  совершенствования  содержания  и методов обучения, по сути дела основой создания новой педагогики. Ее главным принципом является содержательно ориентированное сотрудничество детей и взрослых, создающее условия для совместного творчества  при освоении  ребенком  образцов деятельности  и включающее авторитарный стиль  управления детской мыслью. И в этом плане именно в рамках деятельностного подхода решается проблема адекватной организации учебной деятельности, ее структуры и содержания.

 

 

Мы рассмотрели зарождение проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. А теперь перейдем к современной интерпретации данной проблемы.

Рассмотрим  статью журнала  Мир психологии  июль-сентябрь 2008  под редакцией Д.И. Фельдштейна.

Для анализа  современных соцально-психологических  процессов развития детей  используется  понятие социокультурной ситуации развития, которая в определенной мере отражает  факт существенного изменения в культуры, окружающей современных подростков. Через это понятие  В.С. Собкина  сравнивает современных подростков  с подростками прошлых лет. Конкретная характеристика  социокультурной ситуации развития определяется  не столько «вечными» особенностями возраста, сколько взаимодействием возраста с культурой данного времени, почти очевидно. Развитие  отношений фиксируемое понятие  «социальная ситуация развития» опосредуются культурой . Значимость этого опосредования  и позволяет нам  поддержать предложение о необходимости  использования понятия социокультурной  ситуации развития.

Его рабочее  определение таково:  социокультурная  ситуация развития –это культурное наполнение  системы отношений к миру, людям, себе для каждого возраста, отраженной в переживаниях, совместной деятельности, субкультуре возраста.

Среди культурных изменений последнего времени, составляющих существенную сторону жизнедеятельности подростков, назовем такие явления как мобильники, компьютеры, плееры

В соответствии с компетентным  подходом , по Асмолову  совокупность новообразований  и  приращение личностных характеристик формируемых под влиянием  воспитательной деятельности, называемая социальная компетентность.  Сегодня  в соответствии  с происходящими социальными процессами, связанными  с ускорением и увеличением  обмена информацией  в обществе  все большее значение приобретает формирование у школьников востребованных данных  процессам социальных и личностных компетенций  -готовности личности  к самостоятельному выполнению  тех или иных общественно значимых  и индивидно значимых функций.

Формирование  в школе  в процессе обучения компетентностей и как следствие определенных  компетенций, должно начинаться с младшего школьного возраста, но именно в подростковом возрасте наступает  тот этап развития, в котором начинается  социальное становление  личности, опосредуемое  формами общественно значимой деятельности  как ведущей деятельности данного возраста.

Для определения содержания объективной оценки  компетенции, в результате проведенных исследований  осуществлена новая трансформированная по сравнению с раннее бытовавшими  в педагогической науке  представлениями  интерпретация понятия «результата  воспитания в образовательном учреждении»  в соответствии  с которой  результаты рассматриваются не как совокупность соответствующих  «возможностей»  а как минимально необходимые  эффекты целостного образовательного процесса , обеспеченные  деятельностью образовательного  воспитания. Исходя из этого целесообразно строить контрольно воспитательной деятельности на основе тех ее целей –результатов, на которые оказывает  существенное влияние  именно образовательная деятельность  образовательного учреждения.

Такая интерпретация опирается на парадигму три основных уровней развития сознания и деятельности: чувственного, действенного и выводы, содержащиеся  в трудах психологов.

Главной общественно значимой целью, которая преследуется  при реализации  воспитательного компонента образования, является обеспечение формирования  внутриличностных факторов социализации. Основной результат воспитания является совокупность сформированных  у учащегося  социальных и личностных  компетенций на основе  сформированной у него общей социальной компетентности.

Проанализируем статью Мир  психологии, выпущенную через три  года  (июль-сентябрь 2011)  под редакцией  Д.И. Фельдштейна.  В данной статье рассматривается  социализация подростков в информационном пространстве.  Автором выделен некий  фактор, заслуживающий внимания - как информационное пространство. По мере развития общества  информация становится не только средством  ориентировки в окружающем мире, но и опосредует  влияние большинства других социальных институтов, предлагая человеку  собственные модели  и перспективные образы развития подростков.

Информационное пространство  моделирует  действительность, особенно социальную, предъявляет различные  способы  схематизации и интерпретации реальности. Информационная социализация как проблема  как проблема  находится в центре  изучения сравнительного влияния психосоциальных и психогенетических факторов. Целенаправленное исследование  социализации в информационном пространстве  ставит своей целью изучение той роли, которую играют СМИ  в  психосоциальном развитии  подростков.

Целенаправленное исследование социализации в информационном пространстве ставит своей целью изучения той  ролью играют СМИ в психосоциальном развитии подростков. Социализация, понимаемая как пассивное приспособление, а скорее как активное построение мира и себя в мире, не только связано с включением  в информационное пространство но и предполагает использования подростками СМИ для решения возрастных  задач развития  и влияния информации связи   прежде всего в психическом развитии.

Развитие общества на современном  этапе требует от личности  уверенной  ориентировки  в информационной среде, способности осуществлять поисковую  деятельность в пространстве, готовность  гибко использовать  различные стратегии познания.  Еще одной стороной  информационной  социализации  подростков  является глобализация интересов.

Глобальное проникновение  СМИ в жизнь человека  трансформируется сам процесс развития общества  и человека, неотъемлемой частью жизнедеятельности  которого становится  приобретение информационной компетентности.

Таким образом, информационное пространство, в которое включены подростки, чрезвычайно емкое, оно  неоднократно и с возрастом претерпевает существенные изменения. При этом прослеживается взаимозависимость информационной социализации от траектории общей социализации, от характера и условий ее осуществления. Главное же, реально фиксируемые важная роль и значение информационной  социализации  в развитии растущего человека ставят задачу  не просто учета наличия и действия этого фактора, а поиска путей воздействия на управление им в процессе воспитания и обучения подростка. Необходимо вооружать подростков  средствами ориентации в этом пространстве  и критериями  объективного оценивания, сравнения и анализа получаемой информации. Только в этом случае информационное пространство становится двойственным средством  социализации подростков и моделью позитивного включения нового поколения в общество.

 


Информация о работе Влияние социо-культурных факторов на проблемы образования