Влияние стиля педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Труд, познание, общение… Важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это "роскошь", а в другом – профессиональная необходимость. Ведь некоторые виды человеческого труда просто невозможны без общения. Именно таким видом деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение, когда происходит воздействие личности на личность.

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

Трушникова Елена Вячеславовна

 

 

Влияние стиля педагогического общения классного руководителя

на взаимоотношения учащихся

 

 

Специальность 050401.65 Педагогическое образование. История

заочное отделение

 

 

курсовая работа

 

 

 

Руководитель:

заведующая кафедрой общей и специальной психологии

Кузьмина Валентина Петровна

 

 

 

2013

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Труд, познание, общение… Важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это "роскошь", а в другом – профессиональная необходимость. Ведь некоторые виды человеческого труда просто невозможны без общения. Именно таким видом деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение, когда происходит воздействие личности на личность.

Общение в педагогической работе очень важно. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определённые педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается контакт между участниками процесса общения, меняются мнения и установки. Общение – это взаимная связь между людьми. Поэтому, общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и ученики, общаясь с учителем, хотя бы и по инициативе последнего, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на своё поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего влияния учителя на учеников. [10, 313]

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности, что и требует от нас государственный образовательный стандарт.

Еще 20 лет назад психолого–педагогическая наука убедительно доказала, что для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшиеся наедине друг с другом, дети настолько меняются, и, казалось бы, уже сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать.

Самое важное в данной ситуации уметь наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что классный руководитель внимателен к ребёнку и хорошо к нему относится. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.

Воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место нашей современной школы. Это проблема одна из самых жизненных и острейших проблем, над которой надо работать и в теоретическом, и в практическом плане. [5, 36]

В современных условиях преподавания, когда возрастает противоречие между задачами государственного образовательного стандарта, высокими требованиями к культуре общения педагога и деформацией сферы профессионально-педагогического общения недостаточно оперировать устоявшимися приёмами и средствами преподавания. Указанные противоречия и недостаточная разработанность проблемы общения классного руководителя с учащимися и их взаимоотношения друг с другом, обусловила выбор темы исследования.

Объектом исследования являются межличностные отношения учащихся в классном коллективе.

Предметом исследования является процесс влияния стиля педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся в классном коллективе.

 Цель: Выявить особенности влияния различных стилей педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся в классном коллективе.

Гипотеза: Создание в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи будет возможно, если будут

  1. изучены особенности взаимоотношений учащихся в классном коллективе;
  2. определены функции классного руководителя и его роль в воспитательном процессе классного коллектива;
  3. изучены суть понятия «педагогическое общение» и его роль в образовательном и воспитательном процессах;
  4. выявлены особенности использования педагогом различных стилей педагогического общения и их влияние на взаимоотношения учащихся в классном коллективе.

Задачи:

  1. Изучить особенности взаимоотношений учащихся в классном коллективе.
  2. Выявить функции классного руководителя, его роль  в воспитательном процессе классного коллектива.
  3. Изучить суть понятия «педагогическое общение».
  4. Выявить особенности использования педагогом различных стилей педагогического общения и их влияние на взаимоотношения учащихся в классном коллективе.
  5. Сформулировать рекомендации по использованию классным руководителем стилей педагогического общения с целью создания в классном коллективе дружественной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

В работе применялись следующие методы:

    • Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
    • Обобщение и систематизация информации.

Методологическая основа:

Проблема становления и развития межличностных отношений детей в коллективе привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное количество экспериментальных и теоретических исследований, авторами которых являются В. К. Котырло, Я. Л. Коломинский, Т. Я. Репина и др.

Теоретическая значимость состоит в систематизации и обобщении материала по следующим направлениям:

    • Педагогическое общение и его роль в педагогическом процессе;
    • Особенности взаимоотношений учащихся в классном коллективе.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по использованию классным руководителем стилей педагогического общения с целью создания в классном коллективе дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

 

 

Глава I. Педагогическое общение

 

1.1. Понятие «педагогическое общение» и его компоненты

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям. Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряжённости.

Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. [11] Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. (В.А. Сластенин и др.). [15]

Педагогическое общение включает в себя следующие компоненты: [15]

Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной (обмен информацией между общающимися), интерактивной (организация взаимодействия) и перцептивной (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения. Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему всесторонне продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.

Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.

Аффективный компонент: эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.

Духовный компонент: сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Духовные способности - это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Духовно богатый учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

Как любой процесс, педагогическое общение имеет ряд функций. [15] Общие функции общения делятся на:

    • познавательную, включающую в себя объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях;
    • эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;
    • воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося;
    • фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного;
    • регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения;
    • функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.

Педагогическое общение - это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т.п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.

Информация о работе Влияние стиля педагогического общения классного руководителя на взаимоотношения учащихся