Влияние улицы на формируемую личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:48, реферат

Описание работы

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка является индивидуально-психологические особенности детского возраста.
В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

Содержание работы

1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы».
1.2 Классификация «детей улицы».
2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы».
2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка.
2.2 Этапы социально-педагогической работы с «детьми улицы».
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат- Влияние улицы на формируемую личность.docx

— 27.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение психологии образования 

 

 

 

Реферат на тему:

«Влияние улицы на формируемую личность»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 22П гр.

Зинченко Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

Г.Ростов-на-Дону

2013 г.

Содержание

 

1. Факторы улицы и их  влияние на формируемую личность.

1.1 Основные причины формирования  личностей «дети улицы».

1.2 Классификация «детей  улицы».

2. Социально-педагогическая  работа с «детьми улицы».

2.1 Территориальная система  профилактической деятельности  по защите прав ребенка.

2.2  Этапы социально-педагогической  работы с «детьми улицы».

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Факторы улицы и их влияние на формируемую

личность

 

Воспитательная роль улицы  известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние  улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей  и их основным воспитателем. Причинами  активного влияния улицы на формируемую  личность ребенка является индивидуально-психологические  особенности детского возраста.

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и  безнадзорными.

«Дети улицы» - это дети(ребенок), не достигшие 18 лет., результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие(живущий) на улице и для которых(которого) она является родным домом .

 

1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы»

 

Основными причинами формирования таких личностей является:

  • потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;
  • если ребенок брошен родителями;
  • родители, лишенные или находятся в процессе лишения родительских прав;
  • жестокое обращение с ребенком в семье;
  • агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;
  • одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по разным причинам от его воспитания;
  • материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;
  • творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;
  • недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатские учреждения;
  • психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;
  • субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.

«Дети улицы», при живых  родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами.

К ним относят оставшихся без единственного или обоих  родителей в связи с :

  • лишение их родительских прав;
  • ограничением в родительских правах;
  • признанием их безвестно отсутствующими;
  • признанием их недееспособных ( ограниченно дееспособными);
  • нахождением их в лечебных учреждениях;
  • объявлением их умирающими;
  • отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклонением от воспитания детей или то защиты их прав и интересов;
  • отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.

 

2.1 Классификация «детей улицы»

 

Существуют классификации  «детей сирот»:

А) в зависимости от времени  нахождения ребенка на улице:

дети, воспитание которых  не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

дети, периодически уходящие из семьи, на короткое время и возвращающиеся домой;

дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время( от нескольких недель до полугода);

дети, живущие на улице  длительный срок (год и больше);

дети-воспитанники сиротских  учреждений, лишенные попечения родителей  и воспитывающихся средой жизнедеятельности;

молодые люди, вышедшие из сиротских  учреждений. Формально они имеют  жилье, но их за специфики организации  жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной  жизни и тоже оказываются на улице.

В) в зависимости от социального  положения ребенка;

бездомные -дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те которым по каким-либо причинам негде жить;

безнадзорные -несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Суть этого общественного  явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми(ребенком) со стороны родителей или лиц, их занимающихся. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать дома. К ним относят и тех, родители (или лица, их занимающие) которых(которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в таком случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности - беспризорность;

беспризорные - безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь  жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами - это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и  не имеющие определенного места  жительства. Такая категория детей  может быть как при живых родителях  или лицах, их заменяющих, так и  без них.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь  на улице побуждает их к преступному  поведению. Защитить их - значит спасти от ее негативного влияния, жестокого  обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитания и обучение, помочь в самоопределении  в жизни. Этот комплекс проблем должен решать социальный работник, социальный педагог и другие специалисты. Их задача заключается в том, чтобы  изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное учреждение.

 

2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы»

 

В процессе социально-педагогической работы с «детьми улицы» предусматривается  создание так называемого «реабилитационного пространства» для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы  ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую  группу безнадзорных. По существу выражение  «реабилитационное пространство»  включает в себя:

во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска- первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживанию социально- педагогической работы с ними;

во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона  создает наиболее благоприятные  условия для выявления лиц  группы риска;

в - третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности  преодоления негативного влияния  факторов среды, способствующего развитию безнадзорности;

в - четвертых , данное определение говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него.

2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка

 

В настоящее время создаются  территориальные системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР  -территориальная система защиты прав ребенка).

Она решает следующие задачи:

выявляет несовершеннолетних лиц группы риска;

обеспечивает защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;

координирует усилие всех заинтересованных ведомств и лиц  по обеспечению социальной защиты нуждающихся  детей;

проводит профилактическую должность с несовершеннолетними  группы риска по недопущению со стороны  их правоправных действий;

направляет детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и  их социальных проблем.

Основные функции ТСЗПР:

объединение и координация  усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально- педагогической работе с ними на территории ЕСЗПР;

исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального  сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;

обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;

привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;

социально-педагогическая деятельность по отношению к несовершеннолетним, ставшим ее объектами;

содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.

 

2.2 Этапы социально-педагогической работы с «детьми улицы»

 

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы  предусматривает определенные этапы:

1 этап - контакт и мотивирование.  Этот этап подразумевает контакт  с несовершеннолетним и его  мотивирование на ресоциализацию. В этот период:

при необходимости ребенку  оказывается экстренная помощь и  предоставляется необходимая защиты;

определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;

изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;

выявляется наличие у  него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);

делается прогноз , где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап -социально-педагогической работы - ресоциализацию.

Пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;

Решается проблема возможности  организации правозащитной и  социально-педагогической работы с  конкретным ребенком по месту жительства;

Ребенок направляется в центр(учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).

Ориентировочное время первого  этапа - 1-4 недели.

2-ой этап - ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:

- разработку индивидуальной  программы социально-педагогической  работы с несовершеннолетним. Эта  программа предусматривает коррекцию  последний различных форм насилия  над ребенком в семейной, школьной  или иной среде, ставшей причиной  его ухода на улицу; определение  содержания и способов реализации  культурно- эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;

- адаптацию ребенка в  новых(изменяющихся) условиях.

Это особенно важно, когда  ребенок попадает в специальное  учреждение( реабилитационный центр) В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;

реализацию индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центе  существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют  либо включить его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать  определенное влияние на него;

организацию работы с ближайшим окружение ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;

вовлечение по возможности  в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его  исправлении( перевоспитании).

К ним относятся: родители, либо лица, их заменяющие, родственники, в случае из заинтересованности в  решении судьбы ребенка, учителя  и др.

консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или заменяющими, воспитателями, осуществляющими  социально-педагогическую работу с  ребенком:

проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными  проблемами ребенка. К ним относятся  в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких либо проблем, где  необходимо участие социального  работника(закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр).

Ориентированное время второго  этапа 2-4 месяца.

3-й этап -завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружение. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенка нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.

Информация о работе Влияние улицы на формируемую личность