Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие «познавательный  интерес» в психолого-педагогической  литературе

1.2 Современные информационные  технологии в учебном процессе

1.3 Психолого-педагогические  аспекты повышения познавательного  интереса к учебной деятельности  через использование современных  информационных технологий

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика уровня  познавательного интереса к учебной  деятельности у младших школьников

2.2 Экспериментальное использование  современных информационных технологий  как средства повышения познавательного  интереса младших школьников

2.3 Анализ реализованных  мероприятий по повышению познавательного  интереса младших школьников  через использование современных  информационных технологий

Заключение

Библиография

 
 

Введение

 

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее  десятилетие вызывает повышенный интерес  в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение  проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические  проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение  в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Сегодня, в век новых  современных информационных технологий, значительно расширилась степень  влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес  к математике, технике и английскому  языку, чем у тех детей, которые  не знакомы с компьютером.

Возможность использования  программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной  информации и экономит время на обработку  результатов тестирования, дает возможность  развивать свои творческие способности.

Высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать  подлинно свободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен  к творческой работе.

Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка  к учебной деятельности.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательного  интереса у школьников и малым  количеством разработок по использованию  современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей современных  информационных технологий в учебном  процессе как средства развития познавательного  интереса младших школьников.

Данная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного  интереса учащихся к учебной деятельности».

Объект исследования: образовательный  процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование  современных информационных технологий как средства развития познавательного  интереса младших школьников.

Цель исследования заключается  в определении влияния современных  информационных технологий на учебную  деятельность младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение посредством использования  современных информационных технологий будет способствовать развитию познавательного  интереса младших школьников.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2. Изучить психолого-педагогические  аспекты повышения познавательного  интереса к учебной деятельности  через использование современных  информационных технологий.

3. Проверить эффективность  условий использования современных  информационных технологий в  учебном процессе как средства  развития познавательного интереса  школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и  научные исследования развития познавательного  интереса школьников в трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других, концептуальные положения использования современных  информационных технологий в учебном  процессе С.О.Вишневской, использования  компьютерных технологий в учебном  процессе в работах Л.П.Владимировой, Л.А.Зайцевой, П.И.Образцова и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  и специальной литературы по  проблеме исследования.

2. Метод наблюдения, мониторинг, тестирование учащихся.

3. Методы качественного  и количественного анализа.

Опытно-экспериментальная  база исследования: МОУ СОШ №5 города Ишима. В эксперименте участвовали  учащиеся 3 «А» класса.

Исследование проводилось  в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.09.09 – 01.10.09) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. 

Второй этап – собственно-исследовательский (02.10.09 – 02.11.09) – разработка комплекса  мероприятий и их систематическое  проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.11.09 – 03.12.09) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования состоит в том, что использование  современных информационных технологий в учебном процессе впервые рассматривается  как самостоятельная исследовательская  проблема; экспериментально обоснованы условия использования современных  информационных технологий в учебном  процессе как средства развития познавательного  интереса младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут  быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 37 наименований, приложений. Работа включает таблицы (4), иллюстрирована рисункам (3). Общий объем работы 53 страницы компьютерного текста.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Понятие «познавательный  интерес» в психолого-педагогической  литературе

 

Одним из постоянных сильнодействующих  мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е.Соклова пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [29, с.265]. В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [29, с.274].

Познавательный интерес  — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению  к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного  протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем  серьезных недостатков в организации  обучения.

Проблема интереса — это  не только вопрос о хорошем эмоциональном  состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому  и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного  интереса выходит далеко за рамки  учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и  воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя  ее сторонами. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорила, в частности, Н.Ф.Талызина, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» [31, с.312].

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж  человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также  укреплению ее активной, творческой жизненной  позиции. Но значение интереса не исчерпывается  и этим. Как мы уже говорили выше, при наличии стрессовых психотравмирующих  ситуаций люди, проявляющие поисковую  активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

Познавательный интерес  в общей структуре учебной  мотивации может быть как ведущим, так и второстепенным мотивом  учения. Однако, входя в общую  систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И.Щукиной, “облагораживает  любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение” [36, с.89].

Самостоятельная познавательная деятельность может быть обусловлена  потребностью познания, относимой разными  авторами к идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность  ряд авторов рассматривает как  один из концептуально важных элементов  самоактуализации личности.

Н.Г. Морозова называет три  степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую [24, с.367]. Начальный уровень потребности  характеризуется потребностью во впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) – носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.

Автором выделяются две формы  проявления познавательной потребности: первая – усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в  накоплении знаний); вторая – исследование действительности с целью получения  нового знания (анализ впечатлений, интерес  к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).

Исследователь к характерным  особенностям познавательной потребности  относит: временной фактор занятия  познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых  вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при  проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон  при проведении самостоятельного познания.

Как было сказано, наиболее значимыми  для познавательной деятельности могут  являться широкие социальные мотивы. К широким социальным мотивам  Е.И. Каргинцева относит:

- мотивы долга и ответственности  перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

- мотивы самоопределения:  осознание значимости получаемых  знаний, умений и навыков для  будущей жизнедеятельности, желание  подготовиться к будущей профессиональной  деятельности и т.п.;

- мотивы самосовершенствования:  получить развитие в результате  учения [19, с.53].

Учитывая взаимосвязь  и взаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной  познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И.Щукиной), степени интенсивности  познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

1. Низкий уровень. Самостоятельная  познавательная деятельность вызвана  сиюминутным интересом, обусловленным  внешними обстоятельствами, занимательностью  ситуации. Интерес выражается во  внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям  по образцу. Истинного стремления  к знаниям нет. Преимущественно  индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает  над внутренней.

Информация о работе Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников