Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Внедрение проектной деятельности может проводиться в любом учреждении образования, где коллектив или даже просто инициативная группа педагогов готовы претворять это в жизнь. Не менее важна и поддержка со стороны директора и администрации, от которых в равной степени зависит успех дела. Внедрение проектной деятельности учащихся в УВП школы для предотвращения искажения сути и получения действительно положительных результатов должно проходить по законам организации и проведения инновационной работы, практико-ориентированного эксперимента.

Файлы: 1 файл

vmk2-1-paper1.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


Внедрение проектной  деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс

 

Пахомова Н.Ю., к.п.н., 
зав. лаб. методики и информационной  
поддержки развития образования, доцент  
кафедры информационных технологий МИОО

 

Происходящие изменения в современном  обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. 

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».1 Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

Проектная деятельность учащихся в  учебно-воспитательном процессе (УВП) современной школы появляется часто и как дань моде, и как стихийное движение учителей новаторов, и как сознательное инновационное движение в школах - экспериментальных площадках. Если коллектив образовательного учреждения нацелен на формирование проектной деятельности у учащихся, делать это необходимо путем организации инновационной или экспериментальной работы, используя приемы внедрения проектной деятельности учащихся в УВП, имеющие определенную специфику. Рассмотрим некоторые из них.

Внедрение проектной деятельности может проводиться в любом  учреждении образования, где коллектив или даже просто инициативная группа педагогов готовы претворять это в жизнь. Не менее важна и поддержка со стороны директора и администрации, от которых в равной степени зависит успех дела. Внедрение проектной деятельности учащихся в УВП школы для предотвращения искажения сути и получения действительно положительных результатов должно проходить по законам организации и проведения инновационной работы, практико-ориентированного эксперимента.

Первым шагом новаторов в  деле внедрения проектной деятельности учащихся должно быть выявление и разъяснение ситуации в учреждении для понимания отношения каждого члена коллектива учителей и администраторов к новации. Не следует всех и каждого вовлекать в это дело. Необходимо соблюдать принцип добровольности, личной заинтересованности и готовности к творческой работе и перестройке в своей собственной педагогической деятельности, изменения, если хотите, своего учительского кредо.

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных  учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.2

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Группа педагогов-новаторов во главе со своим неформальным лидером  в первую очередь при планировании и реализации своих творческих планов должна проделать большую подготовительную работу. Это и обучение в системе повышения квалификации по темам связанным с проектной деятельностью учащихся, проектным обучением, методом проектов, это и самообучение и работа во внутришкольном или межшкольном проблемном семинаре. Цель этой работы по самообразованию – дойти до самой сути, разобраться в нюансах, овладеть лично и проектной деятельностью, и методом проектов, и другими технологиями и методиками проектного обучения3.

Результатом подготовительной работы должна стать готовность педагогов-новаторов  к созданию концепции  инновационной  или экспериментальной работы школы. В концепции выкладываются: обоснование необходимости внедрения проектной деятельности учащихся в УВП школы (актуальные для образования проблемы общие и частные школьные, научно-методические, нормативно-правовые и другие основания), цели и задачи, которые ставит перед собой коллектив, а также программа действий по шагам, то есть планирование, без указания сроков. Тут же прописываются ожидаемые результаты и имеющийся задел и необходимые материально-технические,  информационные, технологические, учебно-методические, административно-организационные и научные ресурсы для этой работы.

Открытие экспериментальной или инновационной площадки в школе на основании заявки коллектива и представленной концепции – вопрос в ведении органов управления данным учреждением. Связан он, как правило, с решением вопроса о выделении целевого финансирования под данную работу и соответственно с обязательствами учреждения о предъявлении этой школой результатов в виде продукта, предназначенного для последующей внедрения (трансляции) в другие учреждения. Оставим эти моменты за рамками нашего обсуждения.

Обратим внимание на необходимость научного руководства. Чем серьезней заявка коллектива и взятые в связи с этим обязательства, тем острее стоит данный вопрос. Сейчас не всякая структура, призванная методически поддерживать традиционный, работающий на знаньевый результат, учебно-воспитательный процесс, может оказывать научно-методическую поддержку внедрению проектной деятельности учащихся, составляющей компетентностный результат.

Методическую опору в данной инновационной деятельности нужно  выстроить  внутри школы. Если самым близким к учителю методическим звеном в традиционном обучении является методическое объединение учителей одного предмета, то в случае формирования проектной деятельности учащихся такой методической опорой должно стать творческое объединение учителей,  работающих на одном  классе.

Действительно, проектное умение как  надпредметное, проектная компетенция  должны формироваться  всеми учителями, работающими с ребенком. А значит, нужна согласованная, скоординированная работа этих педагогов и по формированию отдельных действий, операций и проектной деятельности в целом. Задачей творческого объединения учителей, работающих на одном классе,  будет составление календарных учебно-тематических планов скоординированных по работе над формированием проектных действий, операций и проектной деятельности в целом. Такие планы должны будут включать проектные уроки, организуемые на предметном или межпредметном содержании. В этих планах будет предусмотрено формирование и проектных действий как универсальных (общешкольных) умений на обычных уроках. В отношении формируемых проектных действий и деятельности в целом  необходимо соблюдение главных психолого-педагогических принципов: от простого к сложному, постепенное увеличение степени самостоятельности, уровней сложности.

При открытии экспериментальной или инновационной площадки школа получает финансирование в виде надбавок учителям-экспериментаторам и директору, возможность иметь индивидуальный учебный план в пределах отведенного учебного времени, дополнительные штатные единицы на три года с последующей обоснованной пролонгацией.

При работе в режиме экспериментальной площадки школа делает планирование на текущий  учебный год. Методику такого планирования можно посмотреть на сайте лаборатории  методики и информационной поддержки развития образования МИОО: schools.keldysh.ru/labmro  Там же можно найти материалы теоретического и практического плана по методу учебных проектов, методически описанные разработки учебных проектов, сделанные педагогами для практической работы — методический семинар и коллекция учебных проектов.

В плане экспериментальной работы нужно учитывать, что первый год – год вхождения в эксперимент. Здесь проводятся организационные мероприятия экспериментальной группы, выбор экспериментального класса, стартовые замеры и обследования, решаются важные организационно-управленческие моменты, завершается обучение педагогов-экспериментаторов, апробируются дидактические разработки, создаваемые учителями в порядке закрепления результатов обучения.

Второй год,  формирующий, наполнен работой по разработке и апробации проектных уроков, уроков, направленных на формирование проектных действий, обсуждений на регулярном проблемном семинаре получаемых результатов, подготовкой к следующему году по апробации целостной системы экспериментального воздействия на экспериментальном классе.

В третий год, называемый экспериментальным, проводится апробация проектного обучения на экспериментальном классе. Кроме того, идет подготовка психолого-педагогических измерительных процедур и материалов для проведения последующей квалиметрии. Все три года разумной практикой является самоанализ и текущая коррекция экспериментальной работы по итогам каждого года. (См. Приложение)

Четвертый год – экспериментальное преподавание с квалиметрией, Пятый – анализ и коррекция разработанного экспериментального продукта, внешняя экспертиза, презентация положительных результатов. Шестой год – подготовка продукта эксперимента к инновационному внедрению (трансляции), подготовка методического сопровождения и выбор инновационного поля.

Такое планирование хода экспериментальной  или инновационной работы в образовательном  учреждении является довольно условным. Где-то потребуется больше времени, где-то меньше для получения первых транслируемых результатов. Вопрос о продолжительности поисковой работы коллектива часто увязывают с вопросом финансирования. И это справедливо. Но, по сути, плоды педагогического поиска и инноваций получаются и созревают в то время, которое зависит  от упорного труда педагогов и от внутренней логики организованной в конкретном учреждении образования экспериментальной работы.

Прошу обратить внимание, что в  предложенном плане на третий год  экспериментальной работы отдельно выделены в свои разделы различные мероприятия по организации и осуществлению различных функций поддержки экспериментаторов. В отдельном же разделе прописано собственно экспериментирование, осуществляемое учителями. Такое представление плана поможет не смешивать основные и вспомогательные работы, а значит и четко сформулировать интересующий всех, кто наблюдает за ходом эксперимента, результат – продукт экспериментальной работы.  

Примерный план экспериментальной работы школы  № 
на 200…-200… учебный год

 

Тема исследования:                Разработка элементов образовательной технологии на основе проектно-исследовательской  деятельности учащихся 
Время работы в режиме ЭП: 3й год 
Этап:                                           Экспериментальный

№  
п/п

Содержание  работы    (задача)

Сроки

Исполнители,                        Ответственные

Формы представления результата

Организационно-управленческие аспекты

Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов

август-сентябрь

директор школы

Списки учителей-экспериментаторов

Организация УВП школы  с учётом особенностей условий проведения экспериментальных занятий и мероприятий

сентябрь-май

зам директора по ЭР

Расписание уроков, график экспериментальных занятий и мероприятий.

Организация поддержки  и сопровождения ЭР:

  • медико-психолого-педагогического
  • научно-методического
  • информационного

сентябрь-октябрь и  в течение года

директор школы

Установочные документы  группы психологов, медиков, социологов, группы научно-методической поддержки и медиа группы.

Обеспечение школы современными компьютерами и организационной техникой, подключение к Интернет.

Переход с прошлого года, в течение года

директор,  научный  руководитель, зам. директора по ЭР,

2 кабинета Информатики  и медиацентр

Разработка и реализация проекта организации информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы школьников

 в течение года

директор,  научный  руководитель, зам. директора по ЭР,

 

Проектирование и организация  работы по созданию информационного пространства школы в виде медиацентра и локальной сети

Переход с прошлого года, в течение года

директор,  научный руководитель, зам. директора по ЭР,

Схема компьютерного  обеспечения УВП и экспериментальной работы

Формирование медиа  и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся

Переход с прошлого года, в течение года

директор,  научный  руководитель, зам. директора по ЭР,

Каталог

Контроль хода экспериментальной  работы.

 в течение года

зам. директора по ЭР

Материалы внутри школьного  контроля ЭР


 

№  
п/п

Содержание  работы    (задача)

Сроки

Исполнители,                        Ответственные

Формы представления результата

Научно-методическое сопровождение экспериментальной  работы

Планирование 3го года экспериментальной  работы по каждой творческой группе.

сентябрь-октябрь

научный руководитель,      зам. директора по ЭР

План ЭР на учебный год

Планирование и организация  научно-методического семинара экспериментаторов: "Проектно - исследовательская   деятельность учащихся в УВП школы"

сентябрь-май

научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора

План работы семинара

Разработка и описание содержания экспериментальных занятий. Определение предметных ЗУН, общешкольных УН и проектно-исследовательских УН.

сентябрь-май

директор,  научный  руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментаторы

Материалы совместного  заседания творческих групп и методических объединений. Совместное сетевое планирование УВР и ЭР.

Разработка организационных  форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно исследовательских УН

сентябрь-май

научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора

Рабочие материалы

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам экспериментального преподавания.

сентябрь-май

научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя экспериментатора

Рабочие материалы

Консультирование учителей-экспериментаторов

в течение года

научный руководитель

Групповые и индивидуальные консультации

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов.

январь, май

научный руководитель,      зам. директора по ЭР

Материалы самоанализа.

Подготовка отчетных материалов.

май-июнь  

директор,      научный руководитель,      зам. директора по ЭР

Отчетные материалы.

Подготовка и проведение итоговой конференции по результатам 3го года ЭР.

май.

научный руководитель,      зам. директора по ЭР, творческие группы педагогов-экспериментаторов

Конференция.

Информация о работе Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс