Внедрение системы М. Монтессори в дошкольное учреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 06:24, реферат

Описание работы

Современный человек существует в реальности, в которой больше не господствуют порядок, стабильность, равновесие. Все природные и социальные системы, в которые включен человек, находятся в постоянно протекающих изменениях. Более того, налицо возрастание доли самоорганизации как процесса и способа адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...1
1.Система Марии Монтессори……………………………………….………......3
1.1.Отличия системы М. Монтессори……………………………….………......4
1.2. Преимущества системы М. Монтессори……………………………………5
2.Особенности использования дидактического материала по методу М. Монтессори………………………………………………………………………..8
3.Сенсорное развитие по системе М. Монтессори…………………………….10
3.1.Математическое развитие по системе М. Монтессори……………………11
3.2.Область языкового развития по системе М. Монтессори………………...11
3.3 Область космического воспитания…………………………………………11
Вывод……………………………………………………………………………..12
Библиографический список……………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Реферат монтессори.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...1

1.Система Марии Монтессори……………………………………….………......3

1.1.Отличия системы М. Монтессори……………………………….………......4

1.2. Преимущества системы М. Монтессори……………………………………5

2.Особенности использования дидактического материала по методу М. Монтессори………………………………………………………………………..8

3.Сенсорное развитие по системе М. Монтессори…………………………….10

3.1.Математическое развитие  по системе М. Монтессори……………………11

3.2.Область языкового  развития по системе М. Монтессори………………...11

3.3 Область космического  воспитания…………………………………………11

Вывод……………………………………………………………………………..12

Библиографический список……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

     Современный человек  существует в реальности, в которой больше не господствуют порядок, стабильность, равновесие. Все природные и социальные системы, в которые включен человек, находятся в постоянно протекающих изменениях. Более того, налицо возрастание доли самоорганизации как процесса и способа адаптации к изменяющимся условиям.

     Новое отношение к миру предполагает признание некой «объемности » человека, вступающего в общение с окружающим миром на разных уровнях, в различных плоскостях и разнородных пространствах. В этой связи институт образования сегодня – это не «насыщение» человека информацией об окружающем мире в ракурсе «необходимых сведений», но и формирование его внутреннего мира посредством открытия богатства реальности и научения органов чувств эту реальность впитывать и переживать. Все вышеизложенное заставляет по-новому подойти к организации дошкольного образования как фундамента  личностного становления человека  нового времени, способного адаптироваться к современному миру. С моей точки зрения, выбранная мною  программы внедрения системы М. Монтессори позволяет максимально приблизить человека к решению этих проблем. Программа соответствует возрастным особенностям детей.  Она скоординирована таким образом, чтобы обеспечить целостность педагогического процесса.  

     Методы и приемы обучения, предусмотренные ею, стимулируют познавательную активность детей, поиск нестандартных решений, развитие воображения и творческих способностей детей, способствуют сохранению психического и физического здоровья.

     Учреждение обеспечивает превышение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребёнка за счет использование педагогической технологии Марии Монтессори. В МДОУ создана адаптивная педагогическая система и благоприятные условия для интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников. Педагогическая деятельность сотрудников ориентирована на признание важности периода дошкольного детства, его значения в становлении личности, гуманистическом подходе к образованию и развитию детей, уважении к личности ребенка и учете его индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система Марии Монтессори

 

     Система Монтессори – особая система «свободного воспитания» и обучения детей, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори (1870 – 1952).

     Это единственная система дошкольного образования и воспитания удостоена Нобелевской Премией. Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

     Монтессори - система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

     Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Отличия системы М. Монтессори

 

     Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики.

     Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

     Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно, работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни. Монтессори-метод  призывает  не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Преимущества системы М. Монтессори

 

     1.Система М. Монтессори предполагает для ребенка большую свободу и самостоятельность, не исключая вопросы дисциплины.

     2.Пассивная по форме роль педагога, роль наблюдателя, а не начальника, руководителя как у нас. Для того чтобы ребенок стал активным, взрослый берет на себя позицию наблюдателя.

     3.Наличие собственной философской базы. Цель образования ребенка: раскрыть его духовный потенциал, выманить наружу те ценности, которые в свернутом неразвитом виде находятся внутри духовного зародыша в каждом ребенке.

     4.Гуманистический взгляд на ребенка заключается в следующем. Цель пребывания ребенка на планете - развитие, образование из зародыша собственного духовного центра.

     5.Усиление социального аспекта развития детей путем каждодневных упражнений по самообслуживанию и выполнению общественных обязанностей.

     6.Использование оригинальной системы дидактических материалов. Основное назначение дидактических материалов - воспитание чувств ребенка на основе самостоятельности и самоконтроля.

     7.Основная задача педагогики Марии Монтессори заключается в создании условий «стимулирующих и способствующих самостоятельному познанию ребенком окружающего мира».

     8.Упразднение общепризнанных форм поощрений и наказаний. Награда у свободного человека должна быть истинной, не приносящей разочарования. Это может быть награда, исходящая от самого себя, либо награда, высказанная взрослым, но в индивидуальной форме. Материальные награды Мария Монтессори полностью отвергала. Она считала, что они не приносят удовлетворения, а лишь мгновенную радость, мимолетно исчезающую.

     Наказания ни в коем случае не должны быть направлены на ребенка в лице всего коллектива, они должны касаться одного ребенка.

     Мария Монтессори также отвергала любого рода соревнования. Она считала, что каждый ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе и ритме, работать самостоятельно и независимо.

     9.Система Марии Монтессори направлена на развитие гуманных человеческих чувств, связанных с религиозным началом: воспитание плодов «духа» - семи добродетелей - доброты, веры, любви, радости, терпения, смирения, кротости.

     10.Индивидуальность обучения в отличие от нашего общепринятого представления о ней заключается в создании такой развивающей среды, где материал для работы выбирает не взрослый, а сам ребенок. Ребенку предоставляется свобода выбора, темпа, времени работы, а также возможность самоконтроля.

     11 .Дети группы Монтессори по сравнению с детьми других групп более раскрепощены в общении, быстрее и легче входят в контакт с незнакомыми людьми, умеют не только аргументировано отстаивать собственную позицию, но и признавать свою неправоту, умеют излагать и объяснять свои мысли, сравнивать свое мнение с мнением других людей.

     12.Система М. Монтессори более чем наша система способствует к воспитанию волевых качеств: целеустремленности, организованности и дисциплинированности.

     Дети в группе Монтессори более дисциплинированы и организованы. В их группе никогда не бывает суеты, они постоянно заняты какой-то работой, и, если воспитатели на какой-то период выходят из группы, то они даже не замечают этого и продолжают работать в том же ритме на протяжении длительного периода времени. Внутренняя организованность этих детей выработана на достаточно высоком уровне.

     13.Система Монтессори способствует развитию у детей психических процессов и познавательных способностей.

     14.Фундаментальным для Монтессори является требование иметь в группе только один комплект дидактического Монтессори - материала. Все же вместе эти материалы составляют определенную функцию в ходе свободной самостоятельной работы ребенка, помогающих его развитию в самых разных направлениях. Это материалы для развития психических качеств, для освоения навыков практической жизни, специальные пособия для развития сенсо-моторики, речи и письма, математических способностей и т.д. Большая часть материалов служит «космическому воспитанию», способствующих чувственному пониманию явлений природы, культуры и жизни в социуме. В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

     А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и на математических абстракциях.

     Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности использования дидактического материала по методу М. Монтессори.

 

     Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М. Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться. Наш сад - это место, где ребенок может найти вид работы, позволяющий ему сделать это.

     Монтессори-материалы основаны на концепции активной личности, которая саморазвивается через серию реакций, вызванных систематическим воздействием, которое было определено опытным путем.

     В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

     Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок.

     В дальнейшем ребенок стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки. Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.п.

     Дидактический материал Монтессори предусматривает несколько типов контроля ошибок: механический (помощи контрольных точек), психологический (при помощи органов чувств), . Использование системы Монтессори – залог успешного интеллектуального развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сенсорное развитие по системе Монтессори

Информация о работе Внедрение системы М. Монтессори в дошкольное учреждение