Внеклассная работа по геогарафии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы. В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы проектной работы.
В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 4
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 6
2.1. Географические кружки 7
2.2. Географические факультативы 7
2.3. Географические клубы 8
2.4. Географические олимпиады 9
2.5. Географические вечера 10
2.6. Конференции по географии 11
2.7. Устный журнал 12
2.8. Географические викторины и игры 13
2.9. Неделя географии в школе 14
2.10. Школьные географические издания 15
Заключение 17 17
Литература
Приложение 1. Географические конкурсы для недели географии 21
2. Сценарий вечера-путешествия «Тайны Бермудского треугольника»

Файлы: 1 файл

proekt_gerasimova (1).doc

— 233.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и молодежной политики

Чувашской Республики

 

Чувашский республиканский  институт образования

 

Кафедра естественнонаучных дисциплин

 

 

 

Проектная работа на тему

Внеклассная работа по географии

 

 

 

 

Выполнила: учитель географии

МОУ «Тенеевская ООШ»

Аликовского района ЧР

Герасимова Светлана Николаевна

Руководитель: ст. преподаватель

кафедры        естественнонаучных

 дисциплин Смирнова О.Н.

 

 

 

 

Чебоксары 2008

Содержание

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Особенности внеклассной  работы по географии                         4

Глава 2. Характеристика форм внеклассной  работы по географии         6

2.1. Географические кружки                                                     7 

2.2. Географические факультативы                                          7

2.3. Географические клубы                                                       8

2.4. Географические олимпиады                                              9

     2.5. Географические вечера                                                     10

2.6. Конференции по географии                                             11

2.7. Устный журнал                                                                 12

2.8. Географические викторины и игры                                13

2.9. Неделя географии в школе                                               14

2.10. Школьные географические издания                             15

Заключение         17                  17                                                                                    

Литература   

Приложение 1. Географические конкурсы для недели географии     21

2. Сценарий вечера-путешествия  «Тайны Бермудского   треугольника»                      30

Введение

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности  обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому  единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.

Учителей географии  всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

В целом внеклассная  работа по географии имеет в настоящее  время ярко выраженные тенденции  усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы проектной работы.

В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  внеклассной работы по географии

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.

Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и  гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии  определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей  внеклассной работы по географии  является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассной  работы по географии состоит в  обогащении школьников новыми, интересными  фактами, понятиями, отражающими различные  стороны жизни природы и общества.

Важнейшей задачей внеклассной  работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеклассная работа по географии  тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются  стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1984. - С. 49..

Во взаимосвязи учебной  и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.

Внеклассная работа по географии  связана с деятельностью в  определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей  воспитывает у учащихся такие  качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассной  работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии

2.1. Географические кружки

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной  работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют  функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так  как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки, содержание которых  соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

Кружки, на которых перед  учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кружки, посвященные специальным  вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и  др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Особенностью методики проведения занятий географического  кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы  не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

2.2. Географические  факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.

Географические факультативы должны способствовать решению следующих  задач:

  • развитию географического мышления;
  • вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
  • вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
  • знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.

2.4. Географические клубы

Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями.

Организационная структура  клуба такова: во главе стоит председатель, совет клуба (из руководителей различных секций), члены клуба.

Содержание работы клуба  может иметь следующие направления: клубы любителей природы, клубы  интересных встреч, клубы кинопутешествий.

Основные формы занятий  школьного клуба - лекции, семинарские  занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.

Работа клуба проходит по плану. Заседание клуба осуществляется один раз в месяц. В плане мероприятий указывают сроки и ответственных за их проведение.

Работа клуба играет большую роль в деле воспитания экологической  культуры выпускников школы, в профориентационной работе, в воспитании любви к своему родному краю.

Туристско-краеведческие  клубы объединяют любителей походов  и путешествий, интересующихся природой и историей родного края. Организаторами таких клубов, как правило, бывают учителя географии, истории, физкультуры.

Школьные клубы кинопутешествий объединяют учащихся, которые мечтают о дальних странах. В этих клубах наибольшее распространение получили игровые формы ведения занятий. Учащиеся по очереди выступают в ролях ведущих, журналистов, ученых, путешественников. Каждое занятие клуба обязательно сопровождается показом слайдов, кинофильмов, диафильмов, электронных презентаций, которые в конце занятия широко обсуждаются.

К работе любого из названных  клубов можно привлечь родителей  школьников, которые могут быть активными  помощниками в походе, почетными гостями клуба интересных встреч и т.п. Работа в контакте с родителями усиливает воспитательный аспект.

2.5. Географические  олимпиады

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

Следует отметить, что  олимпиады по географии должны подводить  итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников.

При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений. Все вопросы для олимпиад должны быть построены таким образом, чтобы принцип научности сочетался с принципом занимательности. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов, знание теорий, так и на проверку практических умений школьников.

2.6. Географические  вечера

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Чаще всего тематика географических вечеров связана с какими-либо юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города.

Информация о работе Внеклассная работа по геогарафии