Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности воспитания основ национальной культуры в процессе изобразительной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• Охарактеризовать понятие национальной культуры;
• Выявить влияние изобразительной деятельности на воспитание основ национальной культуры

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности
1.1 . Сущность понятия «национальная культура»
1.2 . Психофизиологические особенности учащихся второго класса
1.3 . Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся второго класса
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.
Констатирующий этап…………………………………..
2.2. Воспитание основ национальной культуры у учащихся второго класса посредством изодеятельности………………
2.3. Контрольный этап. Анализ результатов исследования………………..
Выводы по 2 главе………………..
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Игнатовой.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко» в г. Ижевске

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Воспитание  основ национальной культуры

у детей младшего школьного возраста

посредством изодеятельности

 

                                                      Научный руководитель:

                                                        к.п.н., доцент Кузнецова

                                         Роза Аркадьевна

 

Выполнил:

студентка 3 курса «ПиМНО»

Игнатова Анна Игоревна

 

                                                               

                                                   

 

Ижевск 2013 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические  основы воспитания основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

    1. . Сущность понятия «национальная культура»
    2. . Психофизиологические особенности учащихся второго класса
    3. . Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся второго класса

Выводы по 1 главе

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по воспитанию основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий этап…………………………………..

2.2. Воспитание основ национальной культуры у учащихся второго класса посредством изодеятельности………………

2.3. Контрольный этап. Анализ результатов исследования………………..

Выводы по 2 главе………………..

 

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

Введение

Актуальность.  В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Национальное  воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. 

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной  мыслью, собственными усилиями, собственной  национальной энергией. Знакомство и  приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы  должен стать принцип диалектического  единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.

Культура  народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художествено-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания.

Национальная  образовательная и воспитательная системы в России всегда строились  на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в  образовании,  региональное  своеобразие  воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя и для тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.  
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей.

Актуальность  проблемы определяется возросшими требованиями к самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры; необходимостью наибольшего использования национально-особенного в культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством общечеловеческой культуры.

В исследовании затронуты такие темы как сущность понятия национальной культуры, психофизиологические особенности учащихся в начальной  школе, педагогические условия национального воспитания, взаимосвязь школы и семьи, а также создание среды способствующей воспитанию основ национальной культуры.

Научная проблема исследования заключается в том, как организовать работу по воспитанию основ национальной культуры детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Объектом данного исследования является процесс воспитания основ национальной культуры.

Предмет исследования - это педагогические средства изобразительной деятельности, способствующие воспитанию основ национальной культуры.

Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности воспитания основ национальной культуры в процессе изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

  • Охарактеризовать понятие национальной культуры;

  • Выявить влияние изобразительной деятельности на воспитание основ национальной культуры;

  • Создать и апробировать комплекс занятий по изобразительной деятельности необходимых для национального воспитания и рекомендовать данное исследование учителям начальных классов, руководителям изобразительной деятельности и родителям.

Гипотеза заключается в том, что развитие национального воспитания у детей в начальной школе может осуществляться посредством изобразительной деятельности.

Противоречие возникает между необходимостью воспитания основ национальной культуры и отсутствием целенаправленной программы по изобразительной деятельности.

Так же мы определили методы исследования:

  1. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и при проектировании практики. К этим методам относятся: анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, классификация, схематизация, интеграция, моделирование.
  2. К практическим (эмпирическим) методам относятся: все виды экспериментов; наблюдение, опрос, тест; беседа, изучение продуктов деятельности.
  3. Методы математической обработки – это количественные, качественные расчеты.

Базой исследования является 2 «А» класс Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

 

    1. Сущность понятия «национальная культура»

 

Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации.

Национальная культура - душа народа. Национальные ценности в  духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Национальная культура – это совокупность символов, верований  убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют  духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств, между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор — мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Самая главная и самая  привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед  всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет. Прибалтийским государствам присуща своя культурная модель, республикам среднеазиатским — другая и т. д. Но каждая из этих культур идет своим оригинальным и своеобразным путем к общечеловеческим ценностям.

Без общения и открытости нация обречена на ограниченную культурную жизнь, в известном смысле — на культурное обнищание. Опасный путь культуры в самоизоляцию ведет к затхлой, ограниченной провинциальности, тормозит встречу с мировой цивилизацией. Даже из школьной физики известно, что система, не потребляющая энергии извне, обречена на «крутую» энтропию, на вырождение и распад. Замкнутых культур нет, они задохнутся в отдельных национальных норах. Культура — словно ожерелье из ряда культур-жемчужин. В духовно взаимосвязанном мире каждая национальная культура многочисленными нитями неизбежно связана с другими и зависит от них. Помышлять о своей изолированной культуре — это не только дань национальному мещанству и бессмыслию, это путь к гибельному изоляционизму, самоубийственному для культуры любого народа.

Народ - единственный и  неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы  черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Информация о работе Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности