Восприятие в общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:18, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические аспекты восприятия в общей психологии.
Задачи исследования:
1.Проанализировать сущность восприятия.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3.Изучить методы исследования в психологии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 241.91 Кб (Скачать файл)

 

 Обработка и анализ результатов.

  1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
  2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
  3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

2.2 Узнавание  фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» - число правильно узнанных фигур,

«N» - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

 

2.3. Иллюзии установки.

Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих иллюзий.

1. Перед испытуемым ставится  задача сравнительной оценки  пары объектов по какому-либо  параметру: весу, объему, размеру.

2. Опыт состоит из двух  серий: предварительной, или установочной, и основной – контрольной. Цель  предварительной серии – создать  у испытуемого предпосылки для  возникновения иллюзий, цель основной  серии – обнаружить иллюзию. 

3. В предварительной серии  предъявляется пара заведомо  разных объектов, в контрольной  – пара одинаковых.

4. В контрольной серии  испытуемый обычно допускает  ошибку в направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот  объект, которому в установочной  серии соответствовал больший (более  тяжелый). В некоторых случаях (обычно  при небольших различиях между  объектами в предварительной  серии) имеет место ассимилятивная  иллюзия: в контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в установочных опытах  соответствовал также больший (более  тяжелый) объект. Для объяснения  подобного типа иллюзий было  предложено несколько теорий. Одна  из них – теория установки  Д. Н. Узнадзе. В процессе жизненного  опыта у человека формируется  определенное внутреннее состояние, которое подготавливает его к  восприятию дальнейших событий. Эти состояния, с одной стороны, имеют бессознательный характер, с другой – являются фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания. Д. Н. Узнадзе назвал эти состояния установкой субъекта. Согласно теории установки контрастные иллюзии объясняются следующим образом. В результате предварительных проб у испытуемого создается установка на то, что в очередной паре ему будут предъявлены заметно различающиеся объекты. Когда ему в контрольной пробе предъявляют пару одинаковых объектов, он вынужден изменить установку. Новая установка оказывается противоположной предыдущей, и испытуемый воспринимает ситуацию в соответствии с нею, хотя эта установка объективно не обусловлена. В результате возникает иллюзия. По мере повторения проб в контрольной серии иллюзия постепенно угасает ввиду того, что новая иллюзия уступает место объективно правильной установке на равенство объектов. Цель упражнения – демонстрация иллюзии размера. Упражнение состоит из предварительной и контрольной серий. Предварительная серия. Испытуемому предъявляются в течении 1 секунды 2 окружности существенно различного диаметра. Задача испытуемого – сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3-х балльной шкале:

3 – твердо уверен;

  1. – не совсем уверен; 

1 – не уверен. В предварительной  серии предъявляется 8 одинаковых  проб. Контрольная серия. Испытуемому  без предупреждения предъявляются  две одинаковые окружности, равные  по диаметру меньшей окружности  в предварительной серии. Задача  испытуемого не изменяется. Если  он принимает решение о равенстве  окружностей, то дает соответствующий  ответ. В контрольной серии также  дается 8 проб

2.4 Тест Мюнстерберга на восприятие.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. 
Время выполнения задания - 2 мин.

БЛАНК:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч 
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы 
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ 
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл 
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш 
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс 
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж 
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ 
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ 
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. 
В тексте содержится 25 слов.

Ключ:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч 
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы 
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ 
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл 
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш 
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс 
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж 
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ 
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ 
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.

Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
  2. Ветер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1969.
  3. Величковский Б. М., Зитенко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1973
  4. .  Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. — М.:
  5. И. Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
  6. ЛеоптъевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 
  7. Лернер Г. И, Психология восприятия объемных форм (но изображениям). — М.:Изд-во МГУ, 1980. 
  8. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 
  9. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М.: Изд-во МГУ, 1981. 
  10. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  11. . Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 
  12. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. нсд. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:
  13. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
  14. . Рок. И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980. 
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

 

 

 


Информация о работе Восприятие в общей психологии