Взаимодействе с родителями деского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Файлы: 1 файл

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического  и психического здоровья. До семи лет  человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей  жизни. Именно в этот период идет интенсивное  развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 

Очевидна  значимость формирования у детей  дошкольного возраста определенной базы знаний и практических навыков  здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Проблема  здоровья детей всегда находилась в  центре внимания педагогов, интерес  к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

 

Одновременно  с использованием инновационных  технологий важнейшим фактором воздействия  на личность ребенка является атмосфера  родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям  эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

 

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

 

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет  дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

 

Современная педагогическая наука располагает  многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало  в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).

 

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

 

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

 

Сегодня под  здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется  формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры.

 

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

В теории и практике разработано  множество различных формулировок, определяющих понятие здоровья. Официальным определением можно считать дефиницию, принятую Всемирной организацией здравоохранения и записанную в ее уставе. В соответствии с данным документом, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

 

Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого будет необходимо решить следующие задачи:

создать развивающую среду –  пространство самореализации;

помочь ребёнку накопить необходимый  опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной  работы по укреплению его физического и психического здоровья;

сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным  ситуациям;

стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

направлять совместную работу всего  педагогического коллектива и родителей  на развитие и закаливание организма  ребенка;

формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

 

Педагогическая  технология формирования основ здорового  образа жизни у детей дошкольного  возраста – это специальным образом  организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические и медицинские знания о собственном организме; целенаправленно и гарантированно обеспечивающий сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.

 Разработанная  модель организации работы ДОУ  № 22 г. Альметьевска по формированию  основ здорового образа жизни  у дошкольников представляет  собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

 

Алгоритм  взаимодействия выглядит следующим  образом.

 

1) Самосовершенствование  педагогов: перестройка мышления на

 здоровый  образ жизни; пополнение собственного  багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и  методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными  системами и технологиями в  области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

 

2) Работа  с родителями включает: проведение  теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.

 

3) Работа  со старшими дошкольниками по  здоровьесбережению включает: формирование  адекватных представлений об  организме человека (о строении  собственного тела); осознание самоценности  своей и ценности жизни другого  человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.

 

Только  совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

 

Данная  модель предполагает не только целенаправленную работу с дошкольниками, но и обязательное активное включение (взаимодействие) педагогов  и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни у детей.

 

Реализация  системной, целенаправленной педагогической деятельности с семьями по формированию основ здорового образа жизни  способствует повышению уровня готовности родителей к поддержке работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции.

 

Доказательством эффективности предложенной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни  у старших дошкольников ДОУ № 22 г. Альметьевска служит положительная динамика показателей физического развития, повышение степени резистентности по кратности к острым заболеваниям, а так же значительное улучшение социального самочувствия детей.


Информация о работе Взаимодействе с родителями деского сада