Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями[1; с.46].

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

                                         Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями[1; с.46].

В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма. Неплохие результаты использования средств физической культуры отмечают наши казахстанские авторы Апарин В.Е., Платонова В.А., Попова Т.П. и др., Волкова Г.А., Иванов С.М., Пилюгина Э.Г, Попеса Г.В., Петренко Г.Г., Страковская В.Л., Студенкин М.Л. и др.

Подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма; развивая его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям; формируются движения, осанка, приобретаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки, привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

         Общеизвестно, что так же на поведение ребенка существенное влияние оказывает множество факторов, под действием которых он формируется как личность, сохраняется или ухудшается его здоровье, как психическое, так и физическое.

Широкое распространение поведенческих факторов риска среди молодежи:

а) Стремительно омолаживается алкоголизм. По результатам Второго  Национального исследования уровень употребления алкоголя в республике среди детей 11-14 лет составляет около 7,2 %, а среди молодежи в возрасте 15-17 лет – 37,1%.

б) Казахстан входит в число стран, где самый высокий уровень распространенности табакокурения: среди детей 11-14 лет  данный показатель составляет 4,1 %, среди подростков 15–17  – 11,4 %.

в) Уровень употребления наркотических веществ среди детей и молодежи   прогрессивно растет. Употребление наркотических веществ отмечается во всех возрастных категориях, даже в возрастной группе 11-14 лет – 8,4%, среди подростков в возрасте 15-17 лет  – 13,8 %.

Последствием вышеописанной ситуации является ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физического развития детей и подростков. На сегодняшний  день в Республике Казахстан отмечается высокий уровень заболеваемости этой группы населения. Индекс здоровья детей составляет 13-20%[2; с.31].

Все выше сказанное определило тему курсовой работы: "Взаимодействие детского сада и семьи, одно из условий в воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста".

Цель исследования: изучение особенностей программ организации работы с родителями в условиях детского сада направленных на физическое оздоровление дошкольников.

Объект исследования: особенности физического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: взаимодействие детского сада и семьи в воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если будет постоянное взаимодействие детского сада и семьи, то уровень развития физических качеств дошкольников будет намного выше.

Задачи исследования:

1. Теоретически изучить проблему физического оздоровления детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть  взаимодействие детского сада и семьи, одно из условий в воспитании основ физической культуры у детей дошкольного  возраста

3. Проанализировать программу физического оздоровления дошкольников в совместной работе с родителями в условиях детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические предпосылки изучения проблемы физического оздоровления детей дошкольного возраста

 

1.1 Особенности физического развития  детей дошкольного возраста

 

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание физической культуры составляют:

1) личная  гигиена, включающая в себя навыки  в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.);

2) закаливание  организма в естественных условиях  природы (воздух, солнце и вода);

3) физические упражнения.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества[3, с.56].

Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.

Целью физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).

Ранний и дошкольный возраст жизни ребёнка охватывает период от рождения до 7 лет. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа становления физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В возрасте до 7 лет жизни ребёнка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, отвечающих за развитие сенсорных, физических и интеллектуальных способностей. Поэтому весь период до 7 лет является сенситивным – чувствительным к развитию и созреванию способностей и одарённости к различным сферам деятельности человека.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды[4, с.47].

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества. Включение физического воспитания обязательной частью в единую систему учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения обеспечивает возможность взаимоиспользования средств и методов всех сторон системы воспитания (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового)

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память.

 Эта  общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации[5, с.85].

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

 Физическое  воспитание в то же время  комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и  трудового воспитания. Во всех  формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;

2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей;

3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир[6, с.112].

 

 

1.2 Проблемы физического воспитания  и развития детей дошкольного возраста

 

 

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции преобразования национальной системы физического воспитания детей, которая способствовала бы координации усилий вузов, учреждений и ведущих специалистов в этой области.

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска. Требует детального анализа состояния заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами у школьников для принятия адекватных мер на государственном уровне. Необходимо активное привлечение родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и психологии, общественности к реализации всех совместных мероприятий.

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста