Взаимодействие одаренного учащегося и учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2
2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4
3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5
4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6
5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9
5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10
5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10
5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12
5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15
6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19
Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21
Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат. Обучение одаренных детей..docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………2

1.Понятие об одаренности…………………………………………………………………………………………..2

2.Учебная программа для одаренных детей……………………………………………………………..4

3.Проблема "обогащения содержания образования"………………………………………………5

4.Выявление одаренных детей……………………………………………………………………………….….6

5.Формы и методы обучения одаренных детей………………………………………………..……….9

5.1.Направления обучения одаренных детей…………………………………………………….10

5.2.Индивидуализированное обучение……………………………………………………………..10

5.3.Дифференциация обучения…………………………………………………………………………..12

5.4.Формы обучения…………………………………………………………………………………………….15

6.Взаимодействие одаренного учащегося и учителя……………………………………………….19

Вывод………………………………………………………………………………………………………..…………….....21

Список  литературы………………………………………………………………………………..…………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Проблема  обучения и воспитания одаренных  детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение  в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических  и культурных феноменов, характерных  для глобализации, вызвало необходимость  создания системы поддержки и  защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и  требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного  образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той  или иной области знаний.

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые) факторы. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Среди целей  и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального  потенциала личности, разработка стратегии  интенсивного приобретения знаний. Для  ее выполнения необходима мобилизация  ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать  в современный высокотехнологичный мир знаний и информации. Ведь главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.

1.Понятие об одаренности

В этих условиях наблюдается возрастающий интерес  отечественной науки и практики к различным видам работы с  одаренными детьми. Особенно широкий  размах эта работа приобрела в  США. Современный уровень экономического и общественного развития США  требует от специалистов любой сферы  деятельности высокого профессионального  уровня. В этой связи было обращено внимание на потребности одаренных учащихся, которые по убеждению американских ученых являются потенциалом развития любого общества.

На современном  этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается американскими  исследователями как "потенциал  к достижениям на чрезвычайно  высоком уровне по сравнению с  другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют  высокие достижения. Они нуждаются  в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей  определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями  в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного  мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".

В американской педагогике особо выделяется такой  вид одаренности, как творческая (или творческое продуктивное мышление). Американские специалисты (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др.) полагают, что "творчество (креативность) является важным элементом  всех видов одаренности, и они  не могут быть представлены отдельно от творческого компонента".

На современном  этапе группа американских исследователей Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стернберг, Дж. Рензулли, С. Марленд и др., работающие над созданием теоретических  концепций одаренности, в том  числе и над поиском наиболее полного и точного определения  феномена "одаренность", не пришла к единому выводу.

Американский  психолог Дж. Рензулли предложил такое  определение одаренности: "одаренность - результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих  средний уровень; творческого подхода  и настойчивости".А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что "одаренность  взрослого человека связана с  опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым  и теоретически, и практически "расширяя" понятие "одаренный ребенок". Одаренность  А. Шведел и Р. Стернберг понимают как "качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек-среда".

Основные  категории одаренности, предложенные С. Марлэнд в 1972 году: "общая интеллектуальная одаренность; специфическая одаренность; предпочтение ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности; творчество или продуктивность мышления; способность  к лидерству; способность к визуальным и исполнительским видам деятельности; психомоторные способности". С. Марлэнд  различает детей "способных к  одному типу занятий, и детей общеодаренных; талант как способность и как тенденцию к личностному развитию. Результаты изучения современного состояния психологических трактовок феномена "общая (умственная) одаренность" позволяет в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству".

Выделение многих видов одаренности служит важной цели - привлечь внимание к более  широкому спектру способностей, которые  должны получить признание и возможности  для развития. "Различия между  видами одаренности не могут рассматриваться  без учета мотивации, сложившейся  самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей". Не случайно, в докладе С. Марлэнд  от Госдепартамента США (1972) отмечается, что «одаренные дети испытывают в  школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в  которых плохо предусмотрены  или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний…».

2.Учебная программа для одаренных детей

Учебная программа для одаренных детей  в США разрабатывается специальным  комитетом при учебном заведении. Программа, специально разработанная  для одаренных учащихся, может  быть рассмотрена как качественно  новая, отличная от базовой учебной  программы, и будет результативна  при соответствующей модификации: содержания (уплотнение учебного материала: введение в содержание тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода; использование более сложных  концепций и материалов); процесса (групповая работа; ускорение темпа  обучения; самоуправление и самообразование) и среды обучения (возможность  выбора форм и видов учебной работы; отказ от ограничений во время  занятий; развитие творческих способностей; развитие независимого мышления; поощрение  исследовательского процесса). Оценивая эффективность учебной программы  для детей с выдающимися способностями, американские ученые K . Westberg , F . Archambault , S . Dobins , T . Salvin обращают внимание на наличие  следующих стратегий обучения:

1. Ускоренное  формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").

2. Включение  учащихся в активную учебную  деятельность по разработке и  решению проблем и в исследовательскую  работу ("обогащение").

3. Обеспечение  учащихся возможностью налаживать  связи внутри предлагаемой системы  знаний посредством концентрации  на клюевых вопросах, идеях и  темах ("междисциплинарное обучение").

Комитет по учебным программам ведущего Института  Обучения в США разработал семь принципов  дифференциации учебного плана, которые  отражают особенности работы с одаренными учащимися в этой стране:

1. Содержание  учебной программы должно сосредоточивать  в себе тщательно выработанное, комплексное и глубокое изучение  основных идей, проблем и тем. 

2.Учебная  программа для одаренных учащихся  должна осуществлять применение  навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная  программа для одаренных учащихся  должна давать им возможность  исследовать постоянно изменяющийся  поток информации.

4. Программа  должна способствовать подбору  и использованию соответствующих  ресурсов для их обучения.

5. Программа  должна способствовать самоуправлению  учебным процессом со стороны  школьников и способствовать  их саморазвитию.

6. Программа  должна обеспечивать развитие  понимания своего внутреннего  мира, а также природы межличностных  отношений, социальных взаимоотношений,  значимости охраны и защиты  природы, культурных традиций.

7. Оценка  учебной программы для одаренных  должна вестись в соответствии  с уже установленными принципами, должны учитывать более высокий  уровень мышления, способность к  творчеству и значительное превосходство  при выполнении заданий и в  результатах деятельности.

3.Проблема "обогащения содержания образования"

Отдельного  рассмотрения требует проблема "обогащения содержания образования", популярная за рубежом, которая получила резонанс в отечественной системе школьного  образования. Впервые в американской педагогике была предпринята попытка "обогащения" содержания образования  как проблема современной дидактики. Наибольшую популярность получила модель известного американского ученого  Дж.Рензулли - "три вида обогащения учебной программы".

Первый "вид обогащения" по Дж.Рензулли, предполагает знакомство учащихся с  самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате, расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление  о том, что он хотел бы изучать  более глубоко.

Второй "вид обогащения" предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка, которое сопровождается занятиями по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гиротезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции, которые служат основой перехода к более сложным  познавательным процессам.

Третий "вид обогащения" - самостоятельные  иследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых  группах). Ребенок принимает участие  в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Между тем, как отмечают российские ученые, среди  них А.И.Савенков, модель "обогащения учебных программ" Дж.Рензулли не может быть применена в отечественной  системе образования из-за разницы  культурно-образовательных традиций. В качестве одной из исходных идей, лежащих в основе нашей модели, предлагается идея о том, что традиционное содержание образования - органичная часть социокультурной среды и не может быть изменено без изменения самой этой "среды". В отечественной дидактике разработка детской одаренности ведется не по линии радикальной модернизации содержания образования, а по линии эволюции "обогащения" содержания традиционного для отечественной школы. Модель обогащения содержания отечественного образования имеют два уровня "горизонтального" и "вертикального" обогащения. Под "горизонтальным обогащением" следует понимать систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами, обычно выделяемых в связи с проблематикой детской одаренности. "Вертикальной обогащение" касается не столько учебного плана, сколько изменения в содержании всех учебных программ, входящих в систему "основного" и "вариативного" (дополнительного) образования.

4.Выявление одаренных детей

В США  существует система поиска одаренных  детей и она имеет свои отличительные  особенности. Выявление способностей детей на основе тестирования осуществляется с самого раннего детства. Целью  системы поиска одаренных детей  является достижение оптимального соответствия конкретной учебной программы потребностям определенной группы людей.

Информация о работе Взаимодействие одаренного учащегося и учителя