Взаимодействие педагога и учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать взаимодействие педагогов и учащихся как педагогический феномен в российской школе.
Объект, предмет, проблема и цель исследования обусловили его задачи:
1. Раскрыть понятие педагогического взаимодействия.
2. Определить сущность педагогического взаимодействия.
3. Охарактеризовать принципы индивидуального подхода к учащимся в процессе педагогического взаимодействия.
4. Рассмотреть стратегии поведения участников в процессе взаимодействия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие педагогического взаимодействия 5
2. Сущность педагогического взаимодействия 7
3. Принципы индивидуального подхода к учащимся в процессе педагогического взаимодействия 12
4. Стратегии поведения участников в процессе взаимодействия 15
Заключение 18
Список используемых источников 20

Файлы: 1 файл

взаимодействие педагога и учащегося.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Принципы индивидуального подхода к учащимся в процессе педагогического взаимодействия

Подход к  каждому ученику определяется общими задачами и дифференцируется вместе с тем в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Белинский писал: «Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться только по-своему, индивидуально»6.

Увидеть проявления индивидуальных особенностей ученика  – это еще не значит понять их, вскрыть обусловившие их причины. Особенности  личности учащихся внешне могут быть одинаковыми, а история развития – разная. Поэтому использовать или преобразовать одну и ту же черту личности различных учащихся одинаковыми приемами нельзя. Это особенно относится к нравственному развитию ученика. А отсюда и вытекает необходимость не только изучения человека в период работы с ним, но и знания истории его развития (по крайней мере, основных интересующих учителя вопросов).

Во время  изучения, происходит воздействие на учащихся, а обучая и воспитывая, вскрываются такие индивидуальные особенности, которые используются потом в дальнейшей работе с учениками. Изучение, обучение и воспитание ученика осуществляется в единстве.

Индивидуальный  подход к учащимся не означает, как  подчеркивал еще А.С. Макаренко, возни  с «уединенной капризной личностью». Имея в виду работу с детьми, он написал: «Надо уметь предъявлять бескомпромиссные требования к личности ребенка, имеющего определенные обязанности перед обществом и отвечающего за свои поступки. Индивидуальные подход к ребенку в том и заключается, что применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином государства».

Индивидуальная  работа с учеником означает не «возню»  с ним вне ученического и педагогического  коллективов, а наиболее целесообразно согласованную с этими коллективами деятельность, направленную на решение задач воспитания данного ученика. Индивидуально работать с учеником – это, прежде всего, найти и использовать такие его особенности, которые способствуют наиболее благоприятному включению учащегося в деятельность коллектива.

Изучение ученика  и индивидуальное воздействие на него – сложный, длительный, стадиальный  процесс.

Самый процесс  изучения нередко начинается по-разному, иногда даже случайно. В одних случаях  учитель сразу ставит перед собой задачу понять ученика (при получении сведений о плохом поведении или успеваемости из другой школы, появлении каких-то резких отрицательных отклонений в деятельности ученика по сравнению с другими учащимися и т.д.). В других – преподавателя заинтересовывают частные случаи: неожиданно глубокий содержательный ответ на уроке, ценное рационализаторское предложение ученика, обращение его с неожиданной просьбой. В любом случае вскрываются сначала отдельные, на первый взгляд изолированные, особенности личности ученика. Это только начало работы.

Чем обусловлена  та или иная особенность учащегося? Может быть, прямым объективным влиянием. Например, ученик перестал посещать школу  по семейным обстоятельствам. Но этого  мало. Работая с этим учеником, наблюдая за ним, учитель вскрывает еще две его особенности: во-первых, некоторое безволие ученика и, во-вторых, неясную, непрочную мотивировку его учебной деятельности. Мало устранить только одну причину – надо поставить ученика в условия, способствующие воспитанию сильной воли, обратить внимание на воспитание у него правильных мотивов учения. Подобного рода примеры из практики хорошо известны учителям из школ.

Разработаны педагогами и психологами общие принципы изучения учащихся и индивидуального  подхода к ним:7

- изучение не  только основной, интересующей учителя  черты личности ученика или  особенности его умственной деятельности, но и тех сторон и тех  сторон и обусловивших их развитие  причин, которые прямо или косвенно  могут быть с ней связаны;

- обязательное  изучение ученика в его развитии. Один из основных недостатков, которые встречаются при попытке дать характеристику учащемуся, понять особенности его поведения и учебной деятельности, заключается в том, что констатируется состояние ученика в данное время, без учета его развития в прошлом и перспектив дальнейшего развития;

- сопоставление  и учет разных отношений, которые  складываются у ученика в школе,  семье;

- правильное  взаимодействие учителя с учениками.  В практике школы иногда встречаются  преподаватели, хорошо владеющие своим предметом, но не достигающие, однако, заметных положительных результатов в работе с учениками. Это происходит потому, что нет взаимного понимания между теми и другими, учитель не обладает необходимым педагогическим тактом, как бы стоит над учащимися или в стороне от них. Позиция такого воспитателя приводит к отрицательному отношению учеников сначала лично к нему, а потом и к преподаваемому им предмету.

 

 

4. Стратегии поведения  участников в процессе взаимодействия

Выделяют пять основных стратегий поведения участников в процессе взаимодействия:8

­ противодействие, что соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша. В данном случае индивиды демонстрируют полную ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению;

- избегание - соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого;

- уступчивость, ориентированную на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером;

- компромисс, позволяющая реализовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства;

- сотрудничество, направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов социального поведения человека - мотива кооперации или мотива конкуренции.

Сотрудничество  в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд учеников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внеучебной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если ученик хоть на какой-то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей-неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в учебном заведении и за его пределами.

Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования, которая предполагает осуществление принципиально новой направленности образования, связанной не с подготовкой обезличенных молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его  цели как “формировании систематизированных  знаний, умений и навыков”. Именно такое  понимание цели образования послужило  причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания.

В гуманистической  образовательной парадигме центром  становится не ученик, усваивающий  готовое знание, а человек, познающий  истину. При этом важна не сама истина, а отношение к ней, ибо считается, что нормальной, однозначной истины не существует. Отношения между педагогами и учащимися выстраиваются на принципах диалога, сотрудничества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Общение – процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

 

Заключение

Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей - предметно-практических и психологических. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект - межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих.

Взаимодействие  человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью.

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком  смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение  в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях.

Педагогическое  взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь новую реакцию взаимодействующего.

В педагогическом плане взаимодействие определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, их эффективность, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы образовательного процесса. Способность к конструктивному взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в профессиональной деятельности, оказывать влияние на других людей, от чего зависит возможность достигнуть желаемые результаты, комфортность педагогического процесса.

Процесс взаимодействия следует рассматривать как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслами деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Содержание  учебной деятельности предполагает активное участие учащихся в этой деятельности, поскольку предусматривает творческую переработку полученной информации с целью более глубокого её усвоения. Современная социокультурная ситуация, для которой характерны повышенный интерес к развитию школы и отдельной личности, к интеллектуальной свободе человека, к раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и инициативы, обуславливает новый подход к профессиональной компетентности учителя.

 

 

 

Список используемых источников

  1. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 40-42
  2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к спецкурсу. – М.: Просвещение, 2009. – 188 с.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 480 с.
  5. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
  6. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: учебно-методическое пособие / под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 176 с.
  7. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. - 99 с.
  8. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – Киев, 2007. – 318 с.
  9. Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера; Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2010. – 310 с.

Информация о работе Взаимодействие педагога и учащегося