Взаимодействие специалистов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Содержание работы

1. Актуальность проблемы - с. 3 - 4
2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды
в МКОУ С(К)ОШ - с. 4 - 7
2.1 Принципы создания коррекционно-развивающей среды с. 4
2.2. Цели и задачи - с. 5
2.3. Практическая значимость - с. 5-7
3. Комплексное взаимодействие подразделений МКОУ С(К)ОШ , обеспечивающих единую коррекционно-развивающую среду - с. 7 -
3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности - с.7-8
3.2.Основные функции субъектов образовательного процесса по обеспечению коррекционно- развивающих условий в МКОУ С(К)ОШ - с.8-10
3.3.Особенности образовательного процесса - с. 10- 11
3.5. Воспитательная работа - с. 12-13
3.6. Организация деятельности группы продленного дня – с. 14-17
3.7. Взаимодействие со специалистами – с. 18-19
4. Список литературы – с. 20

Файлы: 1 файл

referat_direktor_mkou_s-k-osh_2013.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Управление образования  администрации городского округа город  Выкса Нижегородской области

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)  образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

(МКОУ  С(К)ОШ)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема.

Взаимодействие специалистов  Муниципального казенного специального (коррекционного)  образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по  созданию коррекционно-развивающей среды.

                                                                                                                

 

                                                                                                                

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила  воспитатель

                                                                                                    группы ГПД

                                                                                                    МКОУ  С(К)ОШ

                                                                                                    Вдовина Л.А.

 

 

 

г. Выкса

2013 г.

 

 

 

Содержание.

 

1. Актуальность  проблемы  - с. 3 - 4

 

2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды

 в МКОУ  С(К)ОШ - с. 4 - 7

2.1 Принципы создания  коррекционно-развивающей  среды  с.   4

2.2. Цели и задачи - с. 5

2.3. Практическая значимость - с. 5-7

 

3. Комплексное  взаимодействие  подразделений МКОУ  С(К)ОШ , обеспечивающих единую  коррекционно-развивающую  среду  - с. 7  -

3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности - с.7-8

3.2.Основные функции  субъектов образовательного процесса  по обеспечению коррекционно- развивающих  условий в МКОУ  С(К)ОШ - с.8-10

3.3.Особенности образовательного  процесса - с. 10- 11

3.5. Воспитательная работа - с. 12-13

3.6. Организация деятельности  группы продленного дня – с. 14-17

3.7. Взаимодействие со  специалистами – с. 18-19

 

4. Список литературы – с. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальность  проблемы.

Согласно Конвенции  по правам ребенка все дети имеют  одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной  системы образования, является идея гуманизации.  Гуманизация образования   предполагает его ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни (А.М.Новиков). Свойства личности в этом случае не задаются, но создаются условия для развития изначально имеющихся у ребёнка качеств.

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение.  Они же легли в основу появления в России нового типа образовательных учреждений – школ адаптивного типа. Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами.

 Закон об образовании в Российской Федерации» №475-ФЗ от 21.12.20012 г, вступивший в силу с 01.09.2013 г. определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности бесплатного образования (ст. 5), но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков  (ст. 79)

В связи с  этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа VIII вида  (образовательное учреждение) является  маленькой частичкой большого образовательного пространства  городского округа город  Выкса.

        Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия в образовательном учреждении для детей с умственной отсталостью в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, особое внимание уделяется организации коррекционно-развивающей  среды, направленной на создание модели коррекционной школы, работающей в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития города и района.

 

2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды

в МКОУ  С(К)ОШ.

Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь). При этом целесообразность жизнедеятельности определяется соответствием создаваемых условий и средств особенностям развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям.  А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений здоровья и развития.

2.1 Принципы создания коррекционно-развивающей среды: 

Педагогический  оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможность для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.

Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.

Деятельный  подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

Дифференцированный  и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

В образовательном учреждении создана система коррекционно-развивающих условий, способствующая развитию эмоционально-волевой и поведенческой сферы, познавательных способностей, решению проблем обучения, сохранению психологического здоровья учащегося путем активизации развивающей деятельности всех участников образовательного процесса.

 

2.2. Цели и задачи.

 

Цель такой системы – совершенствование коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями.

Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:

- выделить основные  компоненты коррекционно-развивающей  среды и дать характеристику  каждого из них;

- определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве школы;

- выделить критерии  оценки эффективности коррекционно-развивающей  среды в решении образовательных,  коррекционных и адаптационных  задач и апробировать на практике  её эффективность;

- разработать методические  рекомендации - по организации коррекционно-развивающей  среды образовательного учреждения; - по дифференциации и индивидуализации  образовательного процесса; - по  организации личностно-ориентированного  взаимодействия педагогов с учащимися с нарушением интеллектуального развития;

- разработать алгоритм  моделирования коррекционно-развивающей  среды в общеобразовательном  учреждении и условия реализации  модели;

- разработать пакет  нормативной документации по  организации обучения умственно отсталых детей в условиях общеобразовательного учреждения.

 

2.3. Практическая значимость  совершенствования коррекционно-развивающей среды заключается в том, что внедрение её результатов в практику позволит:

- создать в образовательном  учреждении,  адаптивную образовательную среду, соответствующую особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющую педагогам эффективно решать коррекционно-развивающие задачи;

       - обеспечить условия для реальной дифференциации образовательного процесса, возможность одновременной активной работы на уроке детей с разным уровнем познавательных возможностей;

      -   качественно улучшить  социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в условиях единой образовательной, коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения, создающей условия для успешности адаптации.

       - содействовать  семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья , способствовать сохранению  внутрисемейных связей, активнее  привлекать родителей в решение развивающих и коррекционных задач.

Что мы понимаем под “развивающими условиями”?

"Развить –  довести до определенной степени  духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности", – сообщает нам  Толковый словарь русского языка.

Термин “развитие” в словаре трактуется как “процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное”, а “развивать” – значит “способствовать возникновению и усилению каких-либо свойств, качеств, а также сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор” [19, с. 796].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что “процесс развития есть, в известном  смысле, необратимый процесс, здесь  невозможны “рекламации” – нельзя возвратить юношу в школу для  “доделки”, “доразвития”” (Д.Б. Эльконин, 1980, с. 60).

Условия – здесь: обстоятельства; внешнее окружение; все то, что образует среду течения  какого-то процесса и влияет на само протекание процесса.

Таким образом, под коррекционно-развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала обучающегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.

В отечественной  педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С. Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П. П. Блонский), “окружающая среда” (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В психологическом  контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и  др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Наиболее значимой для нашего описания является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы.

Это такие компоненты как:

  • учебный,
  • игровой,
  • художественного творчества,
  • правовой,
  • пространство труда и социальной практики.

Информация о работе Взаимодействие специалистов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспи