Взаимодействие учителя начальных классов и психолога в процессе формирования ценностного отношения к природе младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:51, статья

Описание работы

Российское государство и общество нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе этих отношений — осознание того, что деятельность человека по отношению к природе не всегда гармонична и адекватна.

Файлы: 1 файл

статья Шепелевой А. В..doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  учителя начальных классов и  психолога в процессе формирования ценностного отношения к природе  младших школьников.

         Российское государство и общество нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе этих отношений — осознание того, что деятельность человека по отношению к природе не всегда гармонична и адекватна. Понимание отношений между природой и человеком отражено в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. 
          Соотнесенность природы с ценностью человека и общества предопределяет её ценностный статус, социальную и личностную значимость, необходимость культивирования в обществе идей сохранения и бережного отношения к природе. Ценностное отношение к природе является ключевым условием регуляции и гармонизации взаимоотношений человека и природы. Основополагающая роль в решении этой задачи отводится системе школьного образования. Это связано с его системностью, возмож-

ностью поэтапной  реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

              Как показывают исследования известных ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С. Д. Дерябо, И.В. Цветкова, Н.И. Непомнящая и др.), формирование системы ценностных отношений происходит в течение всей жизни человека, особое место принадлежит младшему школьному возрасту. Значимость этапа начального образования возрастает в связи с тем, что свойственный дошкольнику антропоморфизм (перенос отношений, существующих между людьми, на природные явления) у младших школьников постепенно заменяется стремлением самим узнать и познать суть явлений (С. Д. Дерябо, В. А. Левин).

            Изменения, происходящие в жизни младшего школьника, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности, в том числе и в формировании ценностного отношения к природе, которое становится особенно актуальным в начальной школе, так как младший школьный возраст является первой ступенькой в становлении ценностных отношений личности.

             Исследования A.A. Люблинской показали, что у младших школьников встречаются некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Данная проблема заключается в специфике возраста и в организации учителем процесса формирования у младшего школьника отношений с окружающим миром.

            Важную роль в процессе формирования ценностного отношения к природе играет учитель младших классов, т.к. к особенностям детей рассматриваемого возраста можно отнести безграничное доверие именно учителям, подчинение и подражание им. Дети младшего школьного возраста полностью признают авторитет учителя, почти безоговорочно принимают его оценки и суждения. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном повторяет то, что о нем говорит учитель. Как показывают исследования различных ученых, высокая субъективная значимость учителя для учащихся начальных классов основывается на том, что способ взаимодействия, характер общения, доброта – самые значительные факторы эмоционального комфорта детей.

             «Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.» И создает такую развивающую образовательную среду педагогический коллектив образовательного учреждения, в первую очередь педагог начальных классов.

             Для эффективной реализации процесса формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на всех этапах учителю начальных классов целесообразно использовать не отдельные приемы и методы, направленные на формирование различных компонентов данного личностного образования, а ситуацию в целом, в которой все стороны представлены во взаимодействии, единстве, точнее, личностно значимую педагогическую ситуацию, рассматриваемую как вариант организации аксиологической среды начального образования  – совокупность условий, стимулирующих активность личности по присвоению универсальных ценностей.

               К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Чтобы научить учащегося замечать прекрасное в природе, прежде всего, это должен чувствовать сам учитель».

            Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

               Другой важной задачей экологического воспитания является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

             Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

              Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

            «Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности».

            Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой. Ведь экологическое направление есть при непосредственном наблюдении природы, а значит нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. То есть, восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

            С целью выявления уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников был проведён констатирующий эксперимент , который проходил на базе МОУ СОШ №19 города Саранска. В нём принимали участия 41 ученик 3 класса.

           Исследование включало 3 методики:  1. Методика « Альтернатива» Цель: определить уровень мотивации взаимодействия с природными объектами.

 2. Опросник . Цель: определить уровень развития личностного отношения к природе.

3. Методика М. Рокича  « Ценностные ориентации» был  взят список терминальных ценностей,  с целью определить какое место  занимает природа в жизни   младшего школьника.

          Анализируя результаты эксперимента можно выделить три уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников: высокий – 18 (%) ;средний- 21(%) ; низкий – 2(%).

Природа и дети – непрерывающаяся  педагогическая и психологическая  взаимосвязь.

Классики педагоги видели в природе неиссякаемый источник в развитии ума и чувств каждой личности, правда всегда акцентировали свое внимание на том, что мало значения придается связи теории и практике. Опыт педагогов убеждает в необходимости развития у детей потребности общения с природой. Пробуждение радости от восприятия ее красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижение скрытых возможностей возможно лишь при непосредственном соприкосновении с неживым и живым миром.

Одна из главных задач образования  – формирование у учащихся экологического мировоззрения и экологического воспитания. Экологическое воспитание должно быть всеобщим, непрерывным, и проходить все ступени образовательного процесса.

Учебно – методическая деятельность является фундаментом, на котором основывается разветвленная сеть экологизации учебной внеклассной и внеурочной деятельности.

 


Информация о работе Взаимодействие учителя начальных классов и психолога в процессе формирования ценностного отношения к природе младших школьников