Взаимодействие в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Содержание работы

Введение
1 Педагогическое взаимодействие
2 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
3 Принципы индивидуального подхода к учащимся в процессе педагогического взаимодействия
4 Характеристика стратегий педагогического взаимодействия
5 Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия
6 Общение – как система воспитательных взаимоотношений
7 Роль личного общение учителя с учащимися во взаимодействии педагогического процесса
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие в педагогическом процессе.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Итак, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- в ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком. Характеристикой педагогического общения является его стиль – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся;

- наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили. Кан-Калик выделил такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. М. Тален классифицировал стили на основе выбора роли педагогом, исходя из собственных потребностей;

- чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них;

- наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

 

7 РОЛЬ  ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С  УЧАЩИМИСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

В практике школы часто возникает необходимость в откровенной беседе учителя с учащимися.

Личное общение, беседа занимает весьма важное место среди многих средств индивидуального воздействия на учащихся. «Важным методом воздействия считаю беседу, – говорил А.С. Макаренко. – Причем эту беседу должен проводить человек высокоавторитетный». Авторитет разговаривающего с учеником человека – неотъемлемое условие воспитательного эффекта беседы. Однако это далеко не единственное условие. Может быть, из-за того, что мы не всегда задумываемся над педагогической направленностью беседы, часто злоупотребляем ею, желаемого результата не достигаем. «Беседы неопытным воспитателям кажутся выражением педагогической техники… Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие». Говоря так, А.С. Макаренко имел в виду беседу главным образом с детьми и подростками. Но не со всяким учеником легко установить желательный контакт уже в первой беседе, но с большинством можно. И это зависит не столько от индивидуальных особенностей ученика, сколько от опыта и умения беседующего с ним педагога. Четыре условия определяют успех первой в особенности и вообще всякой индивидуальной беседы.

1. Правильный выбор времени и места беседы. Беседа после аффекта, после какой-то неприятности для ученика, когда он еще не вошел в норму, в большинстве случаев не дает положительного результата. Беседа в присутствии других лиц, где-нибудь «на ходу» обречена на провал.

2. Искреннее уважение и благожелательное отношение к ученику. Педагогический оптимизм. Никакого поучения, никакого подчеркивания своего возраста, опыта, знаний, служебного положения. Вера в благоприятный исход совместно задуманного дела.

3. Умение не только говорить, но и слушать. Убеждать ученика, но не принуждать его соглашаться (чаще всего на словах) с мнением педагога.

4. Знание, хотя бы предварительно, индивидуальных особенностей ученика. Присматриваться к ученику в ходе разговора, гибко меняя при необходимости тактику беседы.

Очень часто первая беседа с учеником имеет своей целью выяснить круг его интересов, развитие, мотивы его поведения. Но прямо поставленные вопросы, как правило, не всегда дают желаемый (положительный) результат.

По педагогическим целям индивидуальные беседы отличаются некоторым своеобразием.

В определенных случаях беседа проводится с целью предварительного знакомства с учеником; при этом целесообразно использование некоторых возможностей активного воздействия на него.

Нередко бывает необходимо систематически встречаться с учеником с целью личного влияния на него: внушения, убеждения, помощи, моральной поддержки.

В других случаях беседы имеют подчиненное, второстепенное значение в системе воспитательных мероприятий. Конечно слово учителя, товарищей может сделать очень многое. Однако беседа сама по себе в большинстве случаев не может привести к нужным результатам, если для формирования какой-то черты человека или преодоления его недостатков не будут созданы объективные условия.

Итак, индивидуальная беседа – это очень сложный метод педагогического воздействия. Проводить ее может только авторитетный, хорошо знающий психологию учащихся, владеющий педагогическим тактом человек.

Основные условия эффективности индивидуальной беседы:

- во всех возможных случаях предварительное ознакомление с особенностями ученика;

- строгое соответствие содержания и организации беседы ее задачам и индивидуальным особенностям ученика;

- правильный выбор времени и места беседы;

- безусловно, доброжелательное, оптимистическое отношение к ученику;

- впоследствии – создание условий, в которых достигнутая в результате беседы убежденность ученика сможет найти свою конкретную реализацию.

Итог. Взаимодействие в педагогическом процессе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоению его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребностей современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. При раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения. Цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов. Для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности: в дошкольный – игра, в младшем школьном – учение, в среднем школьном возрасте – развернутая общественно полезная деятельность во всех вариантах (учебная, трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная и др.), в старшем школьном возрасте ведущей становится особая форма учебной деятельности, которая носит уже более профориентационный и окрашенный самостоятельными нравственными суждениями и оценками характер.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.И Гинецинский Знания как категория педагогики. – Л., 1989.

2. Л.М. Зюбин Об индивидуальном подходе к учащимся. – М., 1963.

3. Г.И. Щукина Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.

4. Ю.К. Бабанский Педагогика. – М., 1983.

5. А.В. Хуторской Современная дидактика. – П., 2001.

6. Экономический словарь.

7. Терминологический словарь.

8. Конструктивных взаимодействий в педагогическом процессе. – conf.stavsu.ru.

9. Курсовая работа: Стили педагогического общения и взаимодействия. http://www.bestreferat.ru/referat-205569.html.

10. Проблематика педагогики взаимодействий в контакте. – journals.uspu.ru.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Взаимодействие в педагогическом процессе