Взаимоотношения классного руководителя и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера

Файлы: 1 файл

статья История и современность.docx

— 20.81 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения классного руководителя и семьи

Покинут счастьем будет тот,  
Кого ребенком плохо воспитали.  
Побег зеленый выпрямить легко,  
Сухую ветвь один огонь исправит. (Саади.) 

 

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на ᴨервом месте - родители и ᴨедагоги.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

В работах известного педагога В. А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль.

Заглянем в прошлое. В дворянских семьях и семьях состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появляются гувернеры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагалось на самих учителей.

В начале XIX в., согласно «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 г., учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием – на основе изучения свойств нравов» детей, гуманистического подхода к ребенку. «Учителя у своих учеников занимают место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не оставалась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании».

В современное время отношения родителей и школы должны строиться на партнерской основе, взаимопонимании и взаимоуважении. Когда родителей призывают в школу не только для ремонта и мытья класса, а в первую очередь — для совета: как сегодня обустроить воспитательное пространство образовательного учреждения, где ребенку будет комфортно учиться, заниматься любимым делом, общаться и т. д.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было ᴨедагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.

Начало 21 века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогику возвращаются понятия: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность.

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью.

В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Современный отечественный педагог И.П. Подласый пишет «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха. Словом при хорошо организованной совместной деятельности, школа и семья становятся действительно партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы». 

Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка,  а, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача классного руководителя.

 

 


Информация о работе Взаимоотношения классного руководителя и семьи