Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Глубокие социальные перемены, происходящие в современном мире и в России, требуют новых подходов к развитию, обновлению и совершенствованию всей системы непрерывного преобразования.
В последнее десятилетие в жизни средней общеобразовательной школы произошли значительные изменения: утвержден базисный учебный план; разработаны Временные государственные образовательные стандарты, новые концепции естественно-научного образования; открываются новые типы учебных заведений (гимназия-школа, лицей, колледж), вводятся различные интегративные курсы.
Активное включение учителя в процесс непрерывного обучения является главным условием развития его творческого потенциала: его компетентности и педагогического учения, его социальной и профессиональной мобильности, его гражданской позиции и профессионально-значимых качеств личности. Большая роль в этом относится межпредметным связям.

Файлы: 1 файл

Физика-химия.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Принципы обучения – это руководящие  требования к организации процесса обучения, вытекающие из его социальных задач, методологических основ, закономерностей и практического опыта. Принципы обращены к сфере деятельности учителя и учащихся. В них отражаются знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, которые должны быть использованы в качестве регулятивных норм практики. Принципы воплощаются в совокупности методико-педагогических правил. Как категория дидактики принципы имеют следующие основания для своего выделения: всеобщность, социальную направленность, методологическую обусловленность, управленческие функции, обращенность к внутренним сторонам деятельности учителя и учащихся, отражение целостных свойств процесса обучения, единства его функций.

Исследования и практика убеждают, что одним из важнейших современных  принципов обучения является принцип межпредметных связей, социально и методологически обусловленный задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции науки, развитием системного метода познания.

Поэтому есть все основания считать  межпредметные связи одним из принципов советской педагогики (дидактики).

Как принцип обучения, межпредметные  связи взаимодействуют со всеми  другими принципами.

Принцип научности предполагает объяснение изучаемых вопросов с позиций марксистско-ленинской философии, что невозможно без осуществления межцикловых, межпредметных связей. Принцип систематичности и последовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков. Межпредметные связи позволяют при изучении нового материала опираться на ранее изученные знания в других предметах, выделять опорные, «сквозные» для ряда предметов понятия, ведущие идеи, к которым систематически возвращаются учителя разных курсов, последовательно раскрывая их отдельные стороны.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении нацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь процессов и явлений, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познавательные задачи, активно решать их. Отношения принципа сознательности и межпредметных связей были проанализированы Ш. И. Ганелиным, который под системностью знаний понимал внутренне «взаимосвязанные знания не только в пределах одного предмета, но и в пределах определенного цикла предметов, и в смысле связи между разными циклами. Иначе говоря, подлинная система, а следовательно, подлинная сознательность знаний невозможна без установления и межпредметных преемственных знаний».

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью предполагает использование межпредметных связей в практической деятельности учащихся: при решении задач, проведении лабораторных работ, практикумов, экспериментов, наблюдений, в трудовом обучении, в производительном труде. Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.

Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий, учебников, знаний, полученных при проведении опытов, наблюдений по другим предметам. В целях обобщения конкретных представлений возможно использование межпредметных наглядных материалов (плакатов и др.). Межпредметные связи разнообразят наглядность, позволяют использовать ее абстрактные формы (модели, графики, схемы) при раскрытии сущности обобщенных понятий.

В осуществлении принципов доступности и прочности знаний межпредметные связи также играют определенную роль. Трудные и сложные вопросы нередко становятся легкими и доступными, если на помощь учащимся приходят сведения из других предметов. Известно, что прочностью обладают лишь знания, включенные в систему и активно применяемые при усвоении новых вопросов.

Индивидуальный подход к учащимся возможен лишь на основе учета интересов учеников к другим предметам. Привлечение знаний учащихся по другим предметам позволяет организовать их коллективную учебную работу.

Таким образом, межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие в реальном процессе обучения. И «если межпредметные связи являются одним из средств реализации дидактических принципов, то сами принципы определяют собой цель применения межпредметных связей».

Нам представляется, что в  реальном процессе обучения отмеченное соотношение между средством и

целью в зависимости от установки учителя может быть и обратным. Межпредметные связи как самостоятельный принцип могут определять целевую направленность всех других принципов, подчиняя их решению задач формирования научного мировоззрения, целостной системы знаний о природе и обществе. И тогда наглядность, систематичность, индивидуальный подход, коллективная работа, связь с практикой, активизация обучения становятся средствами реализации принципа межпредметных связей. Именно в роли самостоятельного принципа межпредметные связи выполняют свою конструктивную функцию: влияют на структуру учебного плана, программ, учебников, на отбор содержания, методов и форм обучения.

Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи обладают свойством  всеобщности. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практически  изучение каждой учебной темы может  включать те или иные виды связей с  другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.

Как принцип обучения, межпредметные связи предъявляют особые требования ко всем компонентам процесса обучения. В формировании задач обучения предмету, учебной теме, задач уроков необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные в других предметах знания, отметить вопросы, которые получат развитие в последующем обучении другим предметам. Необходимо в каждой учебной теме отделить сугубо предметные понятия и более широкие, общие для ряда предметов, развитие которых осуществляется с помощью межпредметных связей. Большое воспитательное значение имеет определение мировоззренческих идей, которые могут быть сформированы с помощью межпредметных связей при изучении каждой учебной темы или ряда тем, на обобщающих уроках. В методах обучения межпредметные связи усиливают творческий поиск в применении знаний, полученных в других курсах. Это активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам, к разным теориям и системам понятий.

Принцип межпредметности  нацеливает на формулировку проблем, вопросов, задач, заданий для учащихся, ориентированных на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей обеспечивает расширение дидактических материалов и средств наглядности за счет учебников, таблиц, приборов, карт, диафильмов, диапозитивов, кинофильмов, плакатов, муляжей и других пособий из других учебных предметов. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – комплексных обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллективного решения межпредметных учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях. Межпредметные связи требуют координации деятельности учителей разных предметов, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков и т. п. Принцип межпредметности проникает во все стороны учебно-воспитательного процесса: от постановки конкретных педагогических задач до оценки его результатов.

Первостепенное значение, поэтому имеет выявление основных линий систематизации учебного материала разных предметов с помощью межпредметных связей.

 

§2. РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ  ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА  В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.

Понятие межпредметных умений и методика их формирования.

Умения характеризуют способы  достижения учащимися конкретной познавательной цели. Решение межпредметных задач требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает процессуальную сторону формирования научного мировоззрения школьников.

В исследованиях термином межпредметные умения обозначаются различные способы деятельности, обеспечивающие межпредметные связи: обобщенные умения мыслительной деятельности, логические операции, общие для всех учебных предметов (анализ, синтез, обобщение); умения творческой деятельности, которые формируются при решении аналогичных по своей структуре действий познавательных задач разного предметного содержания (Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер); умения, обслуживающие общие для родственных предметов виды деятельности учащихся (А. В. Усова) — измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и др.; специфические умения оперирования конкретным содержанием, лежащим на стыке смежных учебных предметов — установления исторических причинно-следственных связей при анализе современной экономической географии страны, проведения исторической аналогии с целью объяснения особенностей современного экономико-географического развития (Л.М. Панчешникова, В. Н. Максимова). Помимо названных групп, необходимо выделить умения комплексного применения знаний из разных учебных предметов при решении широких межпредметных проблем, выполнении комплексных заданий. Умения комплексной многосторонней характеристики объекта — это наиболее сложный вид умений. Это умения учащихся осуществлять комплексные межпредметные связи. Специфичным для них является познавательное действие широкого переноса предметных знаний и умений в новые условия их комплексного применения. Такие умения в своей содержательной основе опираются на знания из разных учебных предметов и обобщенные идеи, а их операционная сторона имеет сложную структуру действий разной степени обобщенности: конкретно-предметные действия, оперирование конкретным материалом различных предметов, обобщенные действия, характеризующие мыслительную и творческую деятельность и приобретающие специфику в условиях межпредметных связей; действия переноса и установления связей между элементами разнопредметных знаний и умений в деятельности по решению межпредметных задач; действия речевой коммуникации, адаптации терминов, языковых средств различных наук; оценочные действия, отражающие единство познавательного и ценностного отношения учащихся к знаниям из разных предметов, связываемых в систему на основе мировоззренческих идей. Эта структура модифицируется в зависимости от специфики межпредметных задач.

Проблемное обучение, как  и межпредметные связи, усложняют  содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов. Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами:

  1. односторонние межпредметные связи на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности;
  2. усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения;
  3. включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);
  4. разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих межпредметные связи как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы.

Для тех учеников, которые не имеют  прочной системы знаний, решение  межпредметных задач может оказаться непосильным, а их интерес к обучению снизится. Для учащихся с высоким уровнем знаний по предметам опора на межпредметные связи является необходимым условием их дальнейшего развития в процессе обучения. Поэтому в организации творческой деятельности учащихся на основе межпредметных связей ведущее место занимает учебная работа, направленная на усвоение системы предметных знаний и овладение способами их переноса и обобщения. «Научение» учащихся достигается с помощью системы тренировочных самостоятельных работ, отрабатывающих отдельные элементы умений комплексного применения знаний: распознавание межпредметных связей в учебных текстах, в отрывках из научных статей, в первоисточниках отбор фактического предметного материала для подтверждения, доказательства законов диалектики, общенаучных идей, понятий; анализ конкретных примеров (из области биологии, физики, химии, истории) с позиций общих закономерностей, категорий; осознание межпредметного характера познавательных учебных задач; самостоятельная постановка (видение) межпредметных задач, проблем на основе сравнения и анализа научных фактов пограничных предметов (биохимических, физико-химических, биофизических и т. п.); составление плана для решения межпредметной проблемы и др. Важную роль играют показ образца выполнения таких заданий, проведение установочных бесед, определяющих логику рассуждения, доводящих до осознания последовательность выполняемых действий, дифференцированный подход с учетом познавательных интересов и возможностей учащихся. Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи: I — пробуждение познавательного интереса учащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необходимости использовать знания из разных дисциплин; II—отработка отдельных способов творческой деятельности на основе межпредметных связей; III—синтез частных умений в целостное умение комплексного применения знаний при решении межпредметных задач. Основйым условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство, аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в серии межпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением ими действий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний.

Информация о работе Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе