Взаимосвязь педагогики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью написания работы было изучение теоретического материала по проблеме педагогика и ее связь с другими науками.
Задачами выполнения было детальное описание связи педагогики с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
1. Теоретическое обоснование педагогики как науки……………....4
1.1 Педагогика как наука……………………………………………...4
1.2 Основные категории педагогики…………………………………6
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками……………………..9
2.1 Общекультурное значение педагогики………………………….9
2.2 Связь науки педагогики с другими науками……………………11
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.52 Кб (Скачать файл)

   Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

   Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. Они могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

   Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

   Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки учителя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

   Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

   Павловский А.И. считает, что этика - это наука о морали и нравственности. Мораль - это внешняя, а нравственность - внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения.

   Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

   Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

   Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

   Педагогическая информатика - сравнительно новая и к тому же бурно развивающаяся отрасль знания. Количество исследователей и педагогов-практиков, связанных с этой областью, достаточно велико. Как всегда бывает в таких случаях, терминология педагогической информатики окончательно не установилась. В связи с этим неоднозначность, нечёткость, а иногда и просто отсутствие необходимых терминов и их определений, вызывает серьёзные трудности практического свойства. Сейчас уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что необходимость формирования строгой терминологической базы педагогической информатики является приоритетной задачей. Её решение может быть осуществлено коллективной работой и активным обсуждением предложений большой группой авторов, связанных, в первую очередь, с Академией информатизации образования, как организации, которая определяет основной вектор исследований в этой области. Эта работа должна опираться на формулировку главных терминологических проблем, которые существуют в педагогической информатике к настоящему времени. Попыткой сформулировать некоторые из этих проблем и является настоящая публикация, которая по своему замыслу носит дискуссионный характер.

   Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Итак, педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

   Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.

   Педагогика - развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему. Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы. Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания - философией, психологией, физиологией, социологией.

За последнее время  педагогика устанавливает все более  тесные связи и с другими новыми развивающимися науками, в частности  с кибернетикой -- наукой об оптимальном управлении сложными динамическими системами. В основе этого управления лежит изучение логики определенных процессов в природе и обществе и выделение того общего, что определяет условия их функционирования. Этим общим является наличие управляющего центра, объекта управления, осуществление управления через каналы прямой и обратной связи.

   Известный педагог Л.В.Занков, в этой связи, писал: “Теперь уже не приходится доказывать, сколь важен для педагогики, опирающейся на научные данные психологии и физиологии, прогресс, достигнутый в этих науках. Новые факты и теоретические положения психологии и физиологии должны привести к уточнению и дальнейшей разработке педагогических вопросов”. Сегодня практически не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления.

   В заключение остается заметить, что только там, где педагогика тесно увязывается с философским знанием и широкими антропологическими подходами, может быть достигнуто новое качество в осмыслении проблем изучения, обучения и воспитания Человека. Таким образом, связь педагогики с другими науками является весьма важным условием успешного исследования педагогических проблем. Но в каких бы формах ни осуществлялась эта связь, предметом исследования педагогики были и остаются закономерности воспитания и обучения, их педагогическая сущность, способы наиболее эффективного осуществления этих важнейших факторов развития и формирования личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наторп П. Философия как основа педагогики” /Пер. с нем. Спб., 1910.

2. Битинас, Б. П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б.П. Битинас. - М.: Норма, 1996. - 116 с. - ISBN 5-86225-699-7.

3. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с. - ISBN 5-8046-0174-1.

4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]: учебник / М.: 1995. - 222 с. - ISBN 5-300-14432-0.

5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Инфра, - М.: 2008. - 204 с. - ISBN 978-5-16-003556-7.

6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Инфра, - М.: 2008. - 204 с. - ISBN 978-5-16-003556-7.

7. Дубинин, Н.П. Что такое человек [Текст] / Н.П. Дубинин. - М.: 2006. - 24с. - ISBN 978-5-16-003255-9.

8. Педагогика как наука [Текст] /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1998 г. - 244с. - ISBN 858-985-454-446-8.

9. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин М.: 2007. - 87с. - ISBN 978-985-484-556-2.

10. Шварцман, К.А. Философия и воспитание [Текст] / К.А. Шварцман. - М.: 2005. - 56с. - ISBN 5-89123-345-2.

11. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст]: учебник / А.А Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: 2005. - 114с. - ISBN 5-65781-365-4.

12. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: 2004. - 87с. - ISBN 5-78923-487-2.

13. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская. - М.: 2006. - 68с. - ISBN 4-21687-753-8.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебн. пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс,2007. - 486с. - ISBN 978-5-222-10616

 



Информация о работе Взаимосвязь педагогики с другими науками