Взимодействие родителей с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Семья является для ребенка социальным институтом, в котором происходит формирование человека. Она становится первым домом, в котором человек вырастает и получает новые жизненные уроки, поддержку и помощь.
Особый интерес вызывает воспитательный процесс в неполной семье. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, потому что все проблемы, от финансовых до психологических, родитель решает в одиночку.

Файлы: 1 файл

ППТ и ТНО2.docx

— 93.64 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2

Нарушения личности родителей (%)

№ шкалы на рис.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

ВК

ПЖК

ПМК

Полные семьи

0

3

7

3

0

3

7

0

3

Неполные семьи

17

7

17

10

7

13

10

3

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате проведения методики Р.С. Немова «Какой я?» были получены следующие результаты (см. приложение 2, табл. 2.3).

5 детей в неполных семьях  имеют завышенный уровень самооценки. 6 детей в полных семьях и 19 детей в неполных семьях имеют  высокий уровень самооценки. 23 ребёнка  из полных семей и 6 человек в неполных семьях имеют средний уровень самооценки. 1 ребёнок из полной семьи имеет низкий уровень самооценки (см. рис. 2.3).

Рисунок 2.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II Главе

Таким образом, на статистическом уровне нами была доказано, что в неполных семьях в большей степени, чем в полных семьях, выражены гипопротекция, потворствование, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов, недостаточность санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств, проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами (бывшими супругами) в сферу воспитания ребёнка.

В свою очередь, в полных семьях в большей степени, чем в неполных, выражены чрезмерность требований-запретов и чрезмерность санкций.

По шкалам «гиперпротекция», «игнорирование», «чрезмерность требований-обязанностей», «предпочитание детских качеств», «фобия утраты ребёнка», «предпочитание женских качеств», «предпочитание мужских качеств» не выявлено различий в полных и неполных семьях на статистическом уровне.

Уровень самооценки выше у детей в неполных семьях, чем в полных семьях. У 17 % детей из неполных семей уровень самооценки завышен. Большинство детей из полных семей имеют средний уровень самооценки    (77 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Но есть в обществе любого типа такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека – семья, самый распространенный вид социальной организации.

Семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.  Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения [16, c. 31-32].

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности.

Сегодня в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. Несмотря на существование других первичных групп, у ребенка всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые для него модели поведения [29, c. 168].

Проведённое исследование показало, что в полных и неполных семьях детей воспитывают по-разному. В неполных семьях ярко выражены в воспитании гипопротекция, потворствование, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов, недостаточность санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств, проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами (бывшими супругами) в сферу воспитания ребёнка.

В полных семьях в большей степени, чем в неполных, выражены чрезмерность требований-запретов и чрезмерность санкций.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье имеют свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 288 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 373 с.
  3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие/ Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2012. - 244 с.
  4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга,2013. -592с.
  5. Азаров, Ю.Г. Семейная педагогика/ Ю.Г.Азарова. - М.:Просвещение,2012.- 685с.
  6. Андрющенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.-М.: Радуга,2011.- 188с.
  7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р.Бернс.- М.:Прогресс,2012.- 432с.
  8. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева. - М., 2013.- 234с.
  9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: учебн.пособие/ Л.С.Выготский. - М.:Академия, 2010.- 512с.
  10. Валетас, М. Отцы и дети после развода / М. Валетас, Л. Прокофьева. - М., 2013. - 146с.
  11. Валлерштейн, Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности / Дж.В. Валлерштейн, Келли Дж. - М., 2010.- 326с.
  12. Виткин, Д. Мужчина и стресс/ Д. Виткин. - СПб.: Питер, 2011.- 321с.
  13. Гарбузов, В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом / В.И. Гарбузов. - Л., 2011.- 406с.
  14. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева. – М.: Посвещение,2011.- 137с.
  15. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2012.- 159с.
  16. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2012. - 409с.
  17. Ильдарханова, Ф.А. Семья и общество/ Ф. А. Ильдарханова. – Казань: Унипресс, 2012. - 314с.
  18. Иванов, С. Одинокие дети/ С.Иванов. - М.: Просвещение,2012. – 213с.
  19. Кон, И.С. Ребенок и общество/ И.С. Кон. - М.:Наука,2008.- 270с.
  20. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: учебн.пособие/Л.А. Кулик.-М.:Просвещение,2010.- 175с.
  21. Ковалев,С.В. Психология современной семьи: учебн.пособие/ С.В.Ковалев.-М.:Просвещение,2010.- 270с.
  22. Клецина, И.C. Гендерная социализация: учебное пособие / И.C. Клецина. – СПб., 2013.- 126с.
  23. Ключко, О.И. Мужчина и женщина / О. И.Ключко. – Саранск: МГПИ, 2012.- 312с.
  24. Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного и школьного возраста после развода родителей / С.А. Королева. - М.:Радуга, 2013.- 155с.
  25. Лазарев, А.Л. Семейная педагогика: учебн.пособие/А.Л. Лазарев.-М.:Академия,2012.- 314с.
  26. Лунякова,Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей/Л.Г.Лунякова- М.,2013. -95с.
  27. Лакосина, Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии / Н.Д. Лакосина, А.Е.Личко. – М., 2013.- 386с.
  28. Матейчик, З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / З. Матейчик. – М., 2010.- 217с.
  29. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / Мудрик А.В. - М., 2009.- 513с.
  30. Мухина,В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/ В.С. Мухина. - М.:Издательский центр « Академия»,2011.- 608с.
  31. Немировский, К. Мама и я - неполная семья (cоциально-экономические, медицинские и психолого-педагогические аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка) / К. Немировский.- М.:Просвещение, 2013. – 209с.
  32. Нусхаева, Б.Б. О проблеме социализации детей в неполной семье /    Б.Б. Нусхаева.- М.:ВЛАДОС,2009.- 324с.
  33. Рубенштейн.,С.Я. Черты характера ребенка и их воспитание. Книга для родителей/ С.Я. Рубенштейн. - М.:Просвещение,2009. -48с.
  34. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – М.: Санкт-Петербург, 2010. – 407 с.
  35. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2013.- 409с.
  36. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников и школьников, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова.- М., 2012. - 516с.
  37. Сюллеро,Э. Надо вернуть детям отцов/ Э.Сюллеро- М.:Просвещение,2012.- 128с.
  38. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование / Г. Фигдор. – М.,2010.- 319с.
  39. Фролов, С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2011.- 186с.
  40. Шилов, И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи) /      И.Ю. Шилов. – СПб.: Петрополис, 2010.- 467с.
  41. Эйдемиллер, Э.Г.  Психология и психотерапия семьи /                           Э.Г. Эйдемиллер. – М., 2012.- 113с.

 

Приложение 1

Опросник АСВ для родителей детей дошкольного возраста

(по Э.Г. Эйдемиллеру)

Текст опросника

1. Все, что я делаю, я  делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не  хватает времени позаниматься  с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать  моему ребенку такие вещи, которые  не разрешают многие другие  родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет  больше обязанностей по уходу  за собой и поддержанию порядка, чем большинство детей его  возраста.

6. Моего ребенка очень  трудно заставить сделать что-нибудь, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети  не думают о том, правильно  ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко  нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй  безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем  настроении, нередко прощаю своему  сыну (дочери) то, за что в другое  время наказал(а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне  нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу  упрямится или злится, у меня  бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не  было ребенка, хотя мы его очень  ждали.

16. Общение с детьми, в  общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые  нередко выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин  легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин  легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня  самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я  не знаю, что делает в данный  момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку  нравится, я куплю ее, сколько  бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко  приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну  и сделаю сам (а).

27. Родители ни в коем  случае не должны допускать, чтобы  дети подмечали их слабости  и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам (а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только  любить своих родителей, но и  бояться их.

30. Я очень редко ругаю  сына (дочь).

31. В нашей строгости  к сыну (дочери) бывают большие  колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем  друг друга лучше, чем мы с  супругом.

33. Меня огорчает, что мой  сын (дочь) слишком быстро становится  взрослым.

34. Если ребенок упрямится  из-за плохого самочувствия, лучше  сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет  слабым и болезненным.

36. Если бы  у меня не было детей, я бы  добился (добилась) в жизни гораздо  большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что  когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает  упрекать меня в излишней строгости  и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны  к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны  к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего  времени.

42. Мне много раз приходилось  пропускать родительские собрания.

43. Стремлюсь к тому, чтобы  мой ребенок был обеспечен  лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе  моего сына (дочери), можно сильно  устать.

45. Мне часто приходилось  давать моему сыну (дочери) трудные  для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда  не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители  могут научить своих детей  – это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители  относятся к ребенку, тем лучше  для него.

50. По характеру я –  мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается  выбрать момент, когда я в хорошем  настроении.

52. Когда я думаю о  том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится  настроение.

53. Чем старше дети, тем  труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство  ребенка бывает вызвано тем, что  родители не умеют к нему  подойти.

55. Я постоянно переживаю  за здоровье сына (дочери).

Информация о работе Взимодействие родителей с детьми