Адаптационный период к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:24, доклад

Описание работы

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Необходимо систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля

Файлы: 1 файл

Адаптационный период.docx

— 21.04 Кб (Скачать файл)

Адаптационный период – серьезное испытание  для детей раннего возраста: вызванные  адаптацией стрессовые реакции надолго  нарушают эмоциональное состояние  детей.

  Необходимо  систематически освещать новые  подходы к раскрытию таких  тем, как ведущая роль взрослого  в развитии ребенка, этапы развития  общения взрослого с ребенком, практическое применение этих  знаний в условиях адаптации,  диагностическая методика адаптационного  профиля 

  Анализ  современных материалов по проблеме  выявил настоятельную необходимость  скорректировать организацию адаптационного  периода с учетом иерархии  потребностной структуры ребенка  в условиях социализации. Следует  сразу же пояснить, что иерархическая  лестница применительно к данной  проблеме предполагает последовательное  расположение задач не в смысле  их соподчинения, а в порядке  очередности их решения при  жестком условии: без успешного  решения задач предыдущей ступени  невозможно эффективное движение  вверх.

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед  поступлением ребенка в детский  сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного  учреждения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными  в разных странах («Социальная адаптация  детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая  фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая  фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Врачи и психологи  различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время  адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.

Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

 

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его  состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы  развития ребёнка в этот период замедляются  по всем направлениям.

 

                         Факторы, определяющие характер адаптации.

 
         Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями  адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит?

Привязанность к матери – необходимое условие  нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как  доверие к миру, положительное  самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения  привязанности необходим продолжительный  и устойчивый эмоциональный контакт  матери или заменяющего ее взрослого  с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться  уже в первом полугодии жизни  ребенка и к концу первого  года оформляется в виде устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность  выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка  при появлении мамы. В 7 мес. ребенок  начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В  период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность  к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке  с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как  страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует  о врожденной чувствительности ребенка  и должен учитываться как в  его воспитании, так и при решении  вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая  привязанность к ней. Страх перед  чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При  неблагоприятных условиях тревога  перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера.

Случается и  так, что невротическая привязанность  ребенка к матери, к родным, обусловливается  тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного  случая, заражая своими страхами ребенка.

Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это  заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее  важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности  в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно  эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и  играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита  потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность  в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели  не могут уделять ребенку столько  же внимания, как в семье, он чувствует  себя одиноко, неуютно. Такой ребенок  предпочитает играть один, не обращаясь  к взрослому за помощью, не привлекая  его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в  практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при  повышенной потребности в общении  приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование  между слишком затянувшейся эмоциональной  формой общения ребенка со взрослыми  и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения  – сотрудничество.

Психологи выявили  четкую закономерность между развитием  предметной деятельности ребенка и  его привыканием к яслям. Легче  всего  адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Большое влияние  на течение  адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени  его готовности к поступлению  в ясли и благополучного привыкания к ним.

Следует принимать  во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить  период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Адаптационный период к ДОУ