Агрессивное поведение детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 04:43, реферат

Описание работы

Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Файлы: 1 файл

Агрессивное поведение детей и подростков.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ проблем агрессивности  как определенного личностного  отношения и особенностей его  проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами.

Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового  возраста, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Стремление подростка  к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Рассмотрение физической, косвенной, вербальной форм агрессивности детей 14-15 лет показало четко выраженную динамику развития всех этих форм.

Проявления агрессивности  и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового  возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности.

У мальчиков наиболее выражены агрессивные проявления, по сравнению с девочками. У них  выраженным остается негативизм, с  возрастом происходит некоторое  снижение физической агрессии и подозрительности у юношей. У девушек остается развитой косвенная агрессия.

То есть за внешней  грубостью мальчиков и скрытностью  девочек кроется сложная картина  половозрастных различий их развития, отраженная в том числе и в  характере агрессивности подростков, ее проявлениях.

Представляется, что рассмотренные  проявления разных форм агрессивности  у девочек и мальчиков подросткового  возраста дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой  и ценностно-нормативной сфер личности ребенка старшего подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяя целенаправленно строить воспитательный процесс.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аронсон Э. Общественное животное. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 517 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – Спб.: Питер, 2002. – 510с.
  3. Бэрон Р., Дебора Р. Агрессия. – Спб.: Питер, 1998. – 336с.
  4. Журавлев Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. – 2003. - № 2. – с.185-192.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – Спб.: Питер, 2000. – 448с.
  6. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьников. – 2002. - № 10.- с. 31-32.
  7. Левитов Н.Д. психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 1992. - № 6. – с. 168-171.
  8. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – с. 118-128с.
  9. Майерс Д. Социальная психология. – Спб: Питер, 2002. – 510 с.
  10. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Э. Мура, Б.Д. Файна. – 2000. – 299с.
  11. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. 2000. – Т 2. – 248с.
  12. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: 1987. – 193с.
  13. Реан А.А. Агрессия и агрессивная личность // Психологический журнал. – 1996. – Т 17, № 5. – с. 3-19.
  14. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии 1991. - № 1. – с.82-86.
  15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта., 2003. – 96с.
  16. Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - № 2. – с.15-21.
  17. Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально-психологический аспект // Педагогика. – 1998. - № 7. – с.54-60.

 

1 Бэрон. Агрессия. 1998 г. стр. 7.

2 Аронсон Э. Общественное животное. 1999 г. стр. 258.

3 Аронсон Э. Общественное животное. 1999 г. стр.259.

4 Майерс Д. Социальная психология. 1998 г. стр. 490.

5 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. 2002 г. стр. 101.

6 Токвиль А. Демократия в Америке. 1992 г.

7 Берковичц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. 2002 г. стр. 60.

8 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. 2002 г. стр. 101.

9 «Риторика Аристотеля». 1971 г. стр. 22.

10 Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально-психологический аспект // Советская педагогика. – 1988 г. - № 7. – с. 54-60.




Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков