Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить агрессию как социальный фактор.
Для решения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
Проанализировать современный теоретические подходы к проблеме « агрессии» в научной литературе
Выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение
Определить рекомендации по регулированию агрессивного поведения

Содержание работы

Введение
Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе
Понятие агрессивности и подходы к ее изучению
Формирование человеческой агрессии
Факторы, влияющие на агрессивное поведение
Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение
Биологические предпосылки формирования агрессивности
Регулирование агрессивного поведения
Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение
Управление агрессией
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Агрессия как социальный фактор психологические аспекты.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П. ОГАРЁВА»

 

 

 

Историко-социологический институт

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                        27/12/07                       М.А. Патякин

 

 

Специальность 030301               психология

Обозначение курсовой работы     КР – 02069964 – 030301 – 19-07

Руководитель работы                                                  Е.А. Курносикова

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

Саранск 2007

 

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П. ОГАРЁВА»

 

 

 

Историко-социологический  институт

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

Задание на курсовую работу

 

 

Студент М.А. Патякин

  1. Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты
  2. Срок представления работы к защите 27.12.07
  3. Исходные данные для научного исследования. Научно-методическая литература.
  4. Содержание курсовой работы
    1. Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе
    2. Факторы, влияющие на агрессивное поведение
    3. Регулирование агрессивного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                                        Е.А. Курносикова

 

 

Задание принял к исполнению                                             М.А. Патякин

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

  1. Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе
    1. Понятие агрессивности и подходы к ее изучению
    2. Формирование человеческой агрессии
  2. Факторы, влияющие на агрессивное поведение
    1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение
    2. Биологические предпосылки формирования агрессивности
  3. Регулирование агрессивного поведения
    1. Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение
    2. Управление агрессией

    Заключение

    Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и  разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот реальности сегодняшнего дня.

Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же: почему применяющий силу не оставляет противника в покое  после того, как тот потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма?  Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Какое воздействие оказывают на наше поведение факторы окружающей среды и стимуляторы? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? В данной работе я постарался ответить на поставленные вопросы.

Объект исследования: агрессия как социальный фактор.

Предмет изучения: психологические  особенности агрессии как социального фактора.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

    Цель данной  работы – изучить агрессию  как социальный фактор.

Для решения поставленной цели, в работе ставятся следующие  задачи:

  • Проанализировать современный теоретические подходы к проблеме « агрессии» в научной литературе
  • Выявить факторы, влияющие на агрессивное поведение
  • Определить рекомендации по регулированию агрессивного поведения

 

 

 

 

  1. Современные теоретические подходы к проблеме «агрессии» в научной литературе.

 

    1. Понятие агрессии и подходы к ее изучению

 

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному  Бассом, агрессия – это любое  поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим. [Басс]

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.1

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что  агрессию следует рассматривать  как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление, оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. 

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается, ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.2 Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. [Басс]

Категории агрессии по Бассу.

Тип агрессии 

Примеры

Физическая – активная – прямая

 

 

Физическая – активная – непрямая

 

Физическая – пассивная  – прямая

 

 

 

Физическая – пассивная – непрямая

 

 

Вербальная – активная – прямая

 

Вербальная – активная – непрямая

 

Вербальная – пассивная  – прямая

 

Вербальная –пассивная – непрямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Стремление физически  не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Отказ от выполнения необходимых  задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление  или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на его  вопросы и т.д.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


 

Самое раннее и, возможно, наиболее известное  теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия. [Басс]   

Агрессия  как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

В своих ранних работах  Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни. [Фрейд]

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».  [Фрейд]

Таким образом, танатос  косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.  [Фрейд]

Положение об инстинкте  стремления к смерти является одним  из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам

Тем не менее, утверждение  о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.  [Фрейд]

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

Агрессия как инстинктивное  поведение:

взгляд  на проблему с позиций эволюционного  подхода.

В этом разделе будет рассмотрено три взгляда с позиций эволюционного подхода на агрессивное человеческое поведение. Три подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. [Лоренц]

Информация о работе Агрессия как социальный фактор: психологические аспекты