Агрессия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Агрессия свойственна всем людям. Это всего лишь инстинктивная защитная реакция, направленная на выживание. Новорожденный малыш имеет всего два способа взаимодействия с внешним миром: выражение удовольствия, которое проявляется в улыбках, лопотании или спокойном сне и выражение неудовольствия, которое он проявляет громким плачем и брыканием. Подрастая, ребенок учится выражать свои протесты в иной форме.

Файлы: 1 файл

Агрессия у детей дошкольного возраста.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Агрессия у детей дошкольного  возраста

Как правильно воспитать  ребенка.

Агрессия свойственна  всем людям. Это всего лишь инстинктивная  защитная реакция, направленная на выживание. Новорожденный малыш имеет всего  два способа взаимодействия с  внешним миром: выражение удовольствия, которое проявляется в улыбках, лопотании или спокойном сне  и выражение неудовольствия, которое  он проявляет громким плачем и  брыканием. Подрастая, ребенок учится выражать свои протесты в иной форме.

Что же такое агрессия, и какие причины заставляют ребенка  вести себя агрессивно? 
Детская агрессия может проявляться вербально в виде криков, плача, истерик, ругани и топанья. Иногда, ребенок может проявить и физическую агрессию, как правило, направленную на тех, кто младше и слабее. В таких ситуациях главное, что нужно запомнить родителям: ни в коем случае нельзя подавлять агрессивное поведение малыша, строго наказывая его за такое поведение. Этим вы только усугубите ситуацию.

Основными причинами, вызывающими агрессию детские психологи  называют недоверие к окружающему  миру, попытки обрести самостоятельность  и протест против запретов. 
Как помочь малышу справляться с приступами агрессии?

В первую очередь, родителям  следует больше общаться с ребенком и, в процессе этого общения, научить  малыша прямо говорить о том, что  его волнует.

Постарайтесь построить  ваши отношения таким образом, чтобы  ребенок чувствовал себя уверенно и  спокойно в вашем присутствии.

Обсудите с ребенком стандартные конфликтные ситуации и объясните ему наиболее эффективные  способы выхода из них.

Говорите с ребенком о своих чувствах и не позволяйте ему вывести вас из равновесия.

По наблюдениям  врачей-психологов, когда в семье  установлены теплые доверительные  отношения, родители уделяют своим  детям достаточно внимания, а в  определенные моменты способны проявить разумную твердость и решительность, проблемы с излишней детской агрессивностью возникают крайне редко.

Если же вы чувствуете, что не можете сами справиться с  приступами агрессивности вашего ребенка, портал для мам Questionsmoms.ru рекомендует вам обратиться за консультацией к детскому психологу.

Агрессия у детей дошкольного  возраста

Как правильно воспитать  ребенка.

Агрессия свойственна  всем людям. Это всего лишь инстинктивная  защитная реакция, направленная на выживание. Новорожденный малыш имеет всего  два способа взаимодействия с  внешним миром: выражение удовольствия, которое проявляется в улыбках, лопотании или спокойном сне  и выражение неудовольствия, которое  он проявляет громким плачем и  брыканием. Подрастая, ребенок учится выражать свои протесты в иной форме.

Что же такое агрессия, и какие причины заставляют ребенка  вести себя агрессивно? 
Детская агрессия может проявляться вербально в виде криков, плача, истерик, ругани и топанья. Иногда, ребенок может проявить и физическую агрессию, как правило, направленную на тех, кто младше и слабее. В таких ситуациях главное, что нужно запомнить родителям: ни в коем случае нельзя подавлять агрессивное поведение малыша, строго наказывая его за такое поведение. Этим вы только усугубите ситуацию.

Основными причинами, вызывающими агрессию детские психологи  называют недоверие к окружающему  миру, попытки обрести самостоятельность  и протест против запретов. 
Как помочь малышу справляться с приступами агрессии?

В первую очередь, родителям  следует больше общаться с ребенком и, в процессе этого общения, научить  малыша прямо говорить о том, что  его волнует.

Постарайтесь построить  ваши отношения таким образом, чтобы  ребенок чувствовал себя уверенно и  спокойно в вашем присутствии.

Обсудите с ребенком стандартные конфликтные ситуации и объясните ему наиболее эффективные  способы выхода из них.

Говорите с ребенком о своих чувствах и не позволяйте ему вывести вас из равновесия.

По наблюдениям  врачей-психологов, когда в семье  установлены теплые доверительные  отношения, родители уделяют своим  детям достаточно внимания, а в  определенные моменты способны проявить разумную твердость и решительность, проблемы с излишней детской агрессивностью возникают крайне редко.

Если же вы чувствуете, что не можете сами справиться с  приступами агрессивности вашего ребенка, портал для мам Questionsmoms.ru рекомендует вам обратиться за консультацией к детскому психологу.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преодоления агрессивного поведения детей показал, что психолого-педагогические условия преодоления агрессии конкретизированы недостаточно, что затрудняет их применение в практике. Данный факт и определил проблему нашего исследования.

Объектом нашего исследования стало преодоление агрессии как деструктивной формы поведения в условиях ДОУ.

Предметом исследования явились психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: выявить психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и апробировать их экспериментально.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

  • конкретизировать понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,
  • выделить особенности детей, склонных к агрессии и определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста,
  • систематизировать условия психолого-педагогической работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста,
  • разработать и апробировать серию занятий, игр, проблемных ситуаций, направленных на преодоление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста,
  • выявить эффективность работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: успешному преодолению агрессивного поведения детей дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

  • положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на безоценочное восприятие личности ребенка;
  • сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля;
  • расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.

Методологической  основой исследования являются подходы к проблеме агрессии и агрессивного поведения, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (С.А. Рубинштейн, Л.Бендер, Ф.Аллан, Х.Дельгадо, Н.Д.Левитон, Е.Лютова, Г.Монина, Р.В.Овчарова).

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «агрессия»; выявлении психолого-педагогических условий преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Практическая  значимость – выделенные психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно использовать в практике дошкольных учреждений как в работе психолога, так и в работе педагогов ДОУ.

Для того чтобы рассмотреть  проблему преодоления детской агрессии в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала пояснить, каково общее понятие  агрессии, ее структура и природа.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Несмотря на разногласия относительно сущности понятия «агрессия», в отечественной психологии общеупотребительным является определение, предлагаемое “Психологическим словарем” под редакцией В.П.Зинченко: «Агрессия – это мотивируемое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Мы приняли данное понятие за основу, но для удобства определили агрессию как любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому, потому что оно более приемлемо для нас в ходе работы с родителями, детьми и педагогами. Это определение просто в понимании как педагогами, так и родителями, в формулировке и отражает основу понятия «агрессия».

Агрессивность –  это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия
  • Инструментальная агрессия

Первая выступает  как осуществление агрессии в  качестве заранее спланированного  акта, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту. Вторая совершается  как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Выделяют множество  факторов, влияющих на ее появление:

  • стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • нестабильная социально – экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
  • социально – культурный статус семьи и т.п.

Среди причин, провоцирующих  агрессию детей, выделяются следующие:

  • Привлечение к себе внимания сверстников;
  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • Защита и месть;
  • Стремление быть главным;
  • Стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях  защиты своих интересов и отстаивания  своего превосходства, когда агрессивные  действия используются как средства достижения определенной цели.

Таким образом, в  большинстве случаев агрессивные  действия детей имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются  агрессивные действия, не имеющие  какой-либо цели и направленные исключительно  на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать  следующим условиям:

  • положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.
  • сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.
  • расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.

Мы уже отмечали, что любая работа с детьми не будет  успешной без поддержки родителей  и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с  родителями агрессивного ребенка и  педагогами группы целесообразно проводить  в двух направлениях:

Информация о работе Агрессия у детей дошкольного возраста