Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: сравнительный анализ феноменов акме и кризис среднего возраста.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть акмеологию как науку и феномен акме.
Изучить Феномен середины жизни в возрастной психологии.
Сопоставить понятия среднего возраста и возраста акме.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизни каждого человека бывают кризисные периоды, из которых каждый выбирается более мудрым и зрелым. Одним из таких периодов является «кризис среднего возраста». В настоящее время на радио, телевидении, в сети интернет можно много услышать и найти об этом понятии. Имеется множество определений этого феномена, предлагаются различные варианты пути выхода из кризиса, представлены различия в его протекании у мужчин и женщин. Считается, сто к середине жизни люди начинают глубоко осознавать природу самих себя. Тем самым иным становится их восприятие времени: протекавший до этого отсчет «от рождения», сменяется отсчетом «до смерти». В этот момент осознается ценность жизни.

С феноменом кризиса середины жизни в настоящее время связывают многие перемены в жизни человека. Например, кризис середины жизни считается временем, в которое происходят максимальное число разводов, радикальных перемен сферы деятельности, всплеска неврозов, и даже роста суицидальных попыток.

Считается, что кризис среднего возраста переживают 80% всех людей. По мнению ученых, одной из главных его причин - завышенные амбиции. Современное общество навязывает нам стандарты преуспевания, поэтому даже вполне успешные люди стремятся стать «еще более…», чем есть в действительности. В связи с этим, многие не успевают ощутить достигнутого, насладиться тем моментом, к которому стремились, и поэтому переживают кризис.

Но гораздо реже можно встретить понятие возраст акме. Возможно, это связано с тем, что понятие акме не имеет у нас такой актуальности и популярности, как, например, в Западных странах.

Между феноменами «кризис среднего возраста» и «возраст акме» имеются и сходства и различия. Возраст 40-45 лет в возрастной психологии считается кризисным периодом. Его считают временем самопознания, переоценки ценностей, обретения житейской мудрости. Но является ли этот возраст на самом деле проблемным?

В свою очередь акме можно достичь в любом возрасте, но принято считать, что средним показателем достижения этой вершины является возраст 40-45 лет, который считается периодом духовного роста, творчества и достижения гармонии.

Главным свойством середины жизни является осознание своего акме, т.е. вершины собственных достижений.

Поэтому рассматриваемая нами тема достаточно актуальна, в связи с тем, что данные понятия применяются в повседневной жизни, но не всегда правильно понимаются и трактуются.

Предметом работы является представление об акме и кризисе середины жизни.

Объектом работы является феномен акме и кризис среднего возраста.

Цель курсовой работы: сравнительный анализ феноменов акме и кризис среднего возраста.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть акмеологию как науку и феномен акме.
    2. Изучить Феномен середины жизни в возрастной психологии.
    3. Сопоставить понятия среднего возраста и возраста акме.

Данная работа состоит из введения, трех параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка литературы.

 

§1 АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И ФЕНОМЕН АКМЕ

 

По древнегречески «быть в акме» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений.

Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии — «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Личностный аспект зрелости рассматривается, прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:

• когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим;

• когда они являются главными регуляторами поведения и отношений;

• когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.[8]

Как правило, существует множество определений акмеологии.  Согласно Б.Г. Мещерякову. и В.П. Зинченко., акмеология- (от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.[12, с. 22]

А.А. Деркач дает в своем Акмеологическом словаре следующее определение науки: Акмеология – знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития,  обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, усиление роли саморазвития у взрослого человека. Акмеология выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. Акмеология рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.[9, с.161]

По мнению А.А. Бодалева, в настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.[4]

Исходя из определений, акмеология изучает развитие зрелой личности. В то время как в психологии понятия зрелости и взрослости часто объединяют, так взрослого человека в продолжительном возрастном периоде между юностью и старостью называют зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности[13].

А.А. Деркач и В.Г .Зазыкин разводят понятия зрелости и взрослости. По их мнению, зрелость является более масштабной категорией, которая подразумевает развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Авторы считают, что зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. В акмеологии ступень зрелости, а также вершина зрелости- понятие акме- рассматриваются как многомерные характеристики взрослого человека, охватывающие определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Таким образом, акмеология как наука позволяет всесторонне изучать особенности самого важного этапа развития человека в период зрелости. А.А. Бодалев считает, что «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».[8]

Люди от рождения отличаются своими способностями, возможностями развития, задатками, поэтому масштабность и направленность проявления акме у всех различно. В связи с этим Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев выделяют четыре магистральных пути развития:

1)  «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;

2)  наивысшие достижения в личностном развитии;

3)  выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);

4)  достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях саморазвитие осуществляется гетерохронно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.[8]

А.А. Деркач определяет цель, объект и предмет акмеологии следующим образом:

    • целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития;
    • объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии;
    • предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Исходя из своеобразия предмета и объекта акмеологии, были сформулированы несколько групп задач данной науки.

Первая группа задач связана с научным освещением феномена акме, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик акме.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения акме, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Акмеология, как любая наука, имеет свой собственный исследовательский и методический аппарат, тем самым приобретая самостоятельный статус.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений. [8]

По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются разновременно.[5, с. 113]

При сравнении акме у разный людей, можно выявить, что его проявление может быть как локальным, более узким, в пределах одной области знаний, деятельности, так и широким, охватывающими большой спектр. Ярким примером широкого проявления акме можно назвать Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, которые состоялись одновременно как ученые-энциклопедисты и как деятели искусства.

И.В. Шаповаленко выделяет ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:

    • социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);
    • — социальные микрофакторы семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);
    • — фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.[17]

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ ПАРАГРАФУ

 

Можно сказать, что акмеология - это  комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, которая берет свои начала еще в Древней Греции. Само понятие было введено Н.А. Рыбниковым. В психологии понятия зрелости и взрослости не разграничены, в то время как акмемеологи проводят между ними четкую грань. Вершиной зрелости является акме - наивысшая точка в развитии, в частности личности.

В связи с отличиями в способностях, возможностях развития, задатках у людей, выделяют четыре магистральных пути развития: «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида; наивысшие достижения в личностном развитии ; выдающиеся результаты в труде; достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Целью акмеологии является совершенствование человека. Объект- прогрессивно развивающаяся зрелая личность. Предметом можно считать процессы и закономерности совершенствования человека как индивида. В связи со своеобразием предмета и объекта, были сформулированы семь групп задач данной науки: научное освещение феноменологии акме, изучение закономерностей достижения акме, выявление факторов, разработка акмеологических методов исследования, разработка акмеологических моделей профессионализма, создание акмеологический технологий, прикладные акмеологические исследования.

Информация о работе Анализ феноменов акме и кризис среднего возраста