Анализ особенностей этнической идентичности .

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности у студентов среднего профессионального образования.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
1) Студенты русского, хакасского, тувинского этносов имеют различия в типах этнической идентичности.
2) Студенты среднего профессионального образования, принадлежащие к малому этносу – хакасскому, тувинскому имеют в большей степени выраженность защитных механизмов культуры, при контакте с доминирующей русской.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 . Теоретический анализ проблемы этнической идентичности.
1.1 Понятие идентичности ………………………………………………………6
1.1 Содержание этнической идентичности…………………………………….10
1.3 Проблема этнической идентичности в зарубежной науке……………….12
1.4 Исследование этнической идентичности в отечественной науке……….16 Глава 2. Анализ особенностей этнической идентичности .
2.1 Программа исследования………..………………………………………….18
2.2 Результаты исследования этнической идентичности…………………..…20
Заключение……………………………………………………………….……..28
Библиографический список ……………………………………………….…29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Тайдынова А.Н. П21.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 . Теоретический анализ проблемы  этнической идентичности. 
1.1 Понятие идентичности ………………………………………………………6

1.1 Содержание этнической  идентичности…………………………………….10

1.3 Проблема  этнической идентичности в зарубежной науке……………….12 
1.4 Исследование этнической идентичности  в отечественной науке……….16                                                                                 Глава 2. Анализ особенностей этнической идентичности . 
2.1 Программа исследования………..………………………………………….18 
2.2 Результаты исследования этнической идентичности…………………..…20 
Заключение……………………………………………………………….……..28 
Библиографический список ……………………………………………….…29

Приложение……………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Курсовая работа  посвящена исследованию особенностей  этнической идентичности у студентов  среднего профессионального образования.                               
   Проблема исследования этнической идентичности возникает в работах многих ученных, но до настоящего времени является актуальной и недостаточно изученной. В данный момент  времени, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью» (В.А. Тишков). Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях. (Н.М. Лебедева, 1993; А.А. Сусоколов, 1990). В поликультурном обществе,  которое трансформируется одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность.

 Исследованием проблем  этнической идентичности занимались  как зарубежные, так и отечественные  учёные:  А. Тэджфел, Т. Г. Стефаненко,  Н.М. Лебедева, А. Н. Лебедева, А. Н. Татарко,  В. А. Сухарев и др. ( Г.Ф. Ходаковская, Т.Б. Гусева, 2008).

  Объект исследования: этническая идентичность.

  Предмет исследования: особенности этнической идентичности студентов среднего профессионального образования русского, хакасского и тувинского этносов.………………………………………………………………. 
   Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности у студентов среднего профессионального образования.                  

   Гипотезой исследования послужили следующие предположения: 
1)  Студенты русского, хакасского, тувинского этносов имеют различия в типах этнической идентичности.

2)  Студенты среднего профессионального образования, принадлежащие к малому этносу – хакасскому, тувинскому имеют в большей степени выраженность защитных механизмов культуры, при контакте с доминирующей русской.                                    

  Задачи исследования:.....................................................................................   
1) Провести анализ и обобщение теоретических подходов к изучению этнической идентичности.……………………………………………………….. 
2) Определить стратегии защиты идентичности и типы этнической идентичности  студентов среднего профессионального образования русского этноса.

3) Определить стратегии  защиты идентичности и типы  этнической идентичности  студентов  среднего профессионального   образования  хакасского этноса.…………………………………………………………………. 
4) Определить стратегии защиты идентичности и типы этнической идентичности  студентов среднего профессионального образования тувинского этноса.…………………………………………………………………  
5) Сопоставить стратегии защиты идентичности и типы этнической идентичности студентов среднего профессионального образования русского, хакасского, тувинского этносов.……………………………………………….. 
   Новизна работы заключается в том, что нами были изучены стратегии защиты у малых этносов -  хакасского и тувинского, и получены новые результаты с помощью, которых мы можем определить межнациональные отношения между представителями русского, хакасского, тувинского этносов. 
   Практическая значимость  заключается в том, что на основе полученных результатов при изучении особенностей этнической  идентичности можно осуществлять прогноз межнационального взаимоотношения,  а так же возможности возникновения психической дезадаптированности  и напряженности в отношениях между студентами русского, хакасского, тувинского этносов. Знания этого позволит нам иметь более полное представление о межнациональных взаимоотношениях  в нашей Республике.  Необходимость изучения особенностей этнической идентичности заключается в том, чтобы не допустить межнациональных конфликтов среди представителей разных этносов.…………………………………………………..  
      Методологическую и теоретическую основу исследования составляет психосоциальный подход Э. Эриксона.…………………………………………   
   В исследовании приняли участие в общей сложности 267 человек разных этносов из них 193 человека – русского этноса; 38 человек хакасского этноса; 14человек – тувинского этноса и 22 человека, относящие себя к другим этносам.

     Методы  исследования.  Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов: 
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 
-    эмпирические методы – анкетирование. Были  использованы: опросник «Стратегии защиты идентичности» Г. Бреквелла – Г. Томэ;  методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.…………………...........................  
-   методы математико-статистической обработки и представления данных  с помощью табличного процессора MS Excel ХР 2007. В процессе математико-статистической обработки был использован t-критерий Стьюдента для оценки достоверности различий между группами.

 

 

 

 

1 . Теоретический  анализ проблемы  этнической идентичности.

 

    1. Понятие идентичности. 

   Теоретическая  и эмпирическая разработка проблемы  идентичности началась в психологии  в последние десятилетия двадцатого  столетия. Начиная с 70-х годов  понятие идентичности становится  в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и  заменяя собой более традиционные  понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости (И.С. Клецина, 2007). Проблема идентичности разрабатывалась представителями психоаналитической, интеракционистской,когнитивистской ориентации. Весьма значительный вклад в разработку проблемы социальной идентичности внес, конечно же, психоанализ. И здесь мы вновь не можем не упомянуть имя Эрика Эриксона - психоаналитика, благодаря которому термин «идентичность» получил статус самостоятельной научной категории.……………………………………………………………….. 
   Детальная разработка феномена идентичности была представлена в известной работе Э.Эриксона «Детство и общество» (1950). Идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально – личностной позиции в рамках социальных ролей и Эго состояний  (Эрик Эриксон, 1996). Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона (1976), только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» - систематизированная совокупность идей и идеалов.  В своей работе «Понятие идентичности в межрасовом взаимодействии» Эриксон формулирует концепцию отрицательной идентичности, основными компонентами которой являются следующие положения:

1.       Психологическая идентичность каждого человека содержат иерархически организованные позитивные и негативные элементы. В детстве человек сталкивается не только с идеалами, но и с прототипами зла. Таким образом личность получает представление о том, кем она не должна стать. Позитивная идентичность находится в состоянии вечного конфликта с идентичностью негативной.

2.       У человека, принадлежащего к подавляемому меньшинству, происходит смешение собственной негативной идентичности с отрицательными образами этого меньшинства, сложившимися у доминирующей группы, в результате чего развивается чувство неполноценности и ненависти к себе.

3.       Доминирующая группа отчасти заинтересована в сохранении такой негативной идентичности меньшинства, поскольку она служит защитой от осознавания большинством своей собственной негативной идентичности. Эта защита позволяет большинству чувствовать свое превосходство и целостность (А.Е. Микляева, П.В. Румянцева, 2008).

     Основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность. 
Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится путем проб и ошибок найти свое место в обществе, Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит как от разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста.…………………………………..                                                                           Синдром патологии идентичности по Эриксону:…………………………….. 
регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить         обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения (И.С. Клецина, 2001).………………………………………… 
   В работах А.Уотерман акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он предполагал, что сформированная идентичность включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Этот выбор актуализируется в период кризиса идентичности и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни. Исследования идентичности, проводимые в рамках интеракционистской ориентации, исходят из концепции «Я» Дж. Мида. Рассматривая проблему соотношения личных и социальных начал в человеке, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. В работе Н.В Антоновой (Н.В. Антонова, 1996)  при анализе соотношения осознаваемой и неосознаваемой идентичностей в работе Дж. Мида подчеркивается, что неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведение. Однако осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума, поскольку она формируется при помощи приобретенных в социальном взаимодействии категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения.  Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.

    В рамках когнитивистской ориентации проблематика идентичности активно разрабатывалась в таких социально-психологических концепциях, как теория социальной идентичности Г. Тэджфела  и теория самокатегоризации Дж. Тернера. В этих концепциях особое внимание уделялось анализу соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я – концепции личности. В теориях Г. Тэджфела и Дж. Тернера личностная и социальная идентичность рассматриваются как взаимоисключающие категории (А.В. Микляева, П.В.  Румянцева, 2008). 
    Таким образом, работы, посвященные изучению идентичности и социальной идентичности, значительно отличаются друг от друга, имеют как сильные, так и слабые стороны.

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание этнической идентичности.

   Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) (Т.Г. Стефаненко, 1999).  Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» (Л.М. Дробижева, 1996.).

   Эмоциональный компонент  этнической идентичности, по мнению  многих исследователей, является  доминирующим: достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими  критериями групповой динамики  в межэтническом взаимодействии. Эти чувства опираются на глубокие  эмоциональные связи с этнической  общностью и моральные обязательства  по отношению  к ней, которые  формируются в процессе социализации  индивида. Данный этнический компонент  отражает отношение к собственной  этнической общности (Г.Ф. Ходаковская, Т.Б. Гусева, 2008). 
Приблизительно с 60-70 годов XX столетия в мировом масштабе наметились активные этнические процессы, характеризующиеся стремлением многих народов разных регионов сохранить свою этническую самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и этнопсихологического склада. Наблюдается «всплеск» у многих миллионов людей этнической идентичности, иначе говоря, активный генезис национального самосознания и этноидентичности (Н.М. Чаркова, И.С. Чаркова, 2008).

Информация о работе Анализ особенностей этнической идентичности .