Анализ поведения человека в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Анализ положения о том, что важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности. Ответственность как возлагание на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. Ответственность есть важнейшее свойство личности.
Характеристика основных стилей управления. Личностные качества руководителя, влияющих на эффективность управления.
Соотношение понятий с их определениями:
А) память; Б) мышление; В) восприятие; Г) ощущение.

Файлы: 1 файл

псих.контр раб.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

План работы:

  1. Анализ положения о том, что важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности. Ответственность как возлагание  на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. Ответственность есть важнейшее свойство личности.
  2. Характеристика основных стилей  управления. Личностные качества руководителя, влияющих на эффективность управления.
  3. Соотношение понятий с их определениями:

А) память; Б) мышление; В) восприятие; Г) ощущение.

1) психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств;

2) психический процесс, отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств;

3) форма психического  отражения, заключающаяся в закреплении,  сохранении, и последующем воспроизведении  предыдущего опыта;

4) обобщение отражение  объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.

 

 

 

Анализ поведения человека в коллективе, осознание им ответственности.

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявлять активность, находят возможность возможности для сотрудничества.

Очень важно учитывать такое характерное качество людей как ответственность. Независимо от того, кто выступает субъектом ответственности.

Вообще говоря, на нас  лежит обязанность или долг отвечать за свои действия, и мы несем ответственность  за выполнение своих обязанностей.

В “Словаре современного русского литературного языка” дается следующее толкование понятия ответственности: ‘Ответственность — это возлагаемое  на кого-либо или взятое кем-либо обязательство  отчитываться в каких-нибудь своих  действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают “обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения1.

 Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга, долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.); З) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и др. требования.

 Для начала, рассмотрим субъект ответственности – подчиненные, рабочие люди. Они отвечают за добросовестное выполнение работы, на которую их наняли. Это обязанность выражена в формуле «за добросовестную работу – справедливую плату».  Невыполнение этой обязанности служит достаточным для увольнения. С моральной точки зрения работа человека не может по праву быть связанной ни с нарушением закона, ни с совершением чего-либо безнравственного, даже и в том случае, если этому человеку приказано такую работу выполнять. Но в пределах, предусмотренных спецификацией данного вида работы, рабочие должны выполнять указания тех, кто стоит над ними. Их нанимают для выполнения определенных рабочих операций, и они должны совершать эти операции в меру своих способностей наилучшим образом – тщательно, квалифицированно и в установленный срок.

Профессиональная ответственность  требует постоянной психологической  готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Выполняя основные функции  управления, руководитель решает сложные  задачи, которые по содержанию и структуре не являются одно порядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и др. задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных. Различают юридическую и социальную ответственности. Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать: а) организация; б) группа как отдельный элемент организации; в) отдельная личность как объект управления. В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями. Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований.

Основные правила индивидуального  и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых.

Составляя жизненные  планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться  на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой “плывет по воле волн”, т. е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая уходит от нее.

 

 

 

Характеристика основных стилей управления.

 

Способ поведения руководителя в отношении подчиненных, который  он применяет, чтобы побудить их к  достижению целей организации, и есть стиль руководства.

Стиль руководителя складывается из двух главных компонентов –  личностных качеств руководителя и  характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций.

Теория и практика менеджмента показывает, что эффективный современный руководитель должен обладать следующими важными качествами:

  • Способность влиять на людей, главенствовать, быть лидером. Эта важнейшая характеристика эффективного менеджера формируется за счет совокупности его личностных качеств: уверенность, ответственность, воли, настойчивости, понимание, чувственности и пр.
  • Эмоциональная уравновешенность, стабильность, стрессоустойчивость. Это качество руководителя проявляется в его умении поддерживать ровные отношения с людьми, не допускать раздражительности, эмоциональных срывов даже в сложных ситуациях. Он должен уметь преодолевать нередко возникающие в процессе работы фобии, чувство страха перед неудачами и т.п.
  • Креативность, способность к творческому решению управленческих задач, стремление к новому, использованию всех имеющихся возможностей; умение в необходимых случаях брать на себя ответственность, инициативу;
  • Независимость, способность самостоятельно принимать решения и лично отвечать за них. Независимый, самостоятельный, сильный руководитель обычно поощряет такие же качества и в своих подчиненных, а иногда даже допускает в организации своих оппонентов;
  • Коммуникабельность, способность поддерживать прочные деловые отношения с людьми, которая обычно опирается на такое врожденное качество, как экстравертность, т.е. обращенность психики к внешнему миру, прежде всего к людям.

Однако одни и те же личностные качества руководителя в  разных условиях могут реализовываться  по-разному. Сложный сплав личностных качеств руководителя, а также конкретных условий, в которых он работает, создает тот или иной стиль руководства. Причем эти стили могут быть весьма разнообразными.

Выделяют следующие  стили управления. Авторитарный (или  директивный, или диктаторский) стиль  управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением  решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков  больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей совей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги, сплетни) обусловливает повышенную психологически - стрессовую нагрузку, вреден для здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (или  коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самим сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль  является наиболее эффективным, так  как он обеспечивает высокую вероятность  правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Либерально – анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимум демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой, «минимум контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены, совей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие полгруппы.

 Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного  стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Управленческая практика свидетельствует, что большинство  руководителей используют промежуточный  стиль между авторитарным и попустительским, сохраняя при этом высокий уровень социальной ответственности. Как основной носитель социально ответственного поведения руководитель выполняет различные социальные роли в целях поддержания равновесия в отношениях с членами группы.

Среди этих ролей выделяются следующие: а) “эксперт”, б) “катализатор”, в) “дирижер”, г) “образец участника группы”. Как “эксперт” руководитель устанавливает смыслы меняющихся процессов в группе. Как “катализатор” руководитель способствует развитию отношений между членами группы, что называется “ держа зеркало перед группой”. Как “дирижер” группового поведения он направляет и варьирует действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы. В роли “образца участника” руководитель демонстрирует социально ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков управления и возможность самореализации личности.

Выбор руководителем  того или иного стиля руководства, конечно, не является случайным, он определяется рядом факторов. Решающее значение при этом имеют следующие моменты:

  • Личные качества руководителя, особенно волевые качества, коммуникативные способности и пр.;
  • Наличие опыта применения того или иного стиля руководства в предшествующей деятельности;
  • Характер конкретной ситуации, сложившейся в той или иной организации.

Наиболее эффективным  оказывается тот стиль руководства, Выбор которого продиктован стремлением к гармоничному сочетанию указанных трех факторов.

Необходимостью подобного  сочетания и объясняется существование разных стилей руководства, поскольку личные качества людей, накопленный ими деловой жизненный опыт, а также конкретная ситуация в той или иной организации могут быть бесконечно многообразными.

 

 

Познавательные психические  процессы и их роль в жизни человека.

Познавательные психические  процессы играют большую роль в жизни  и деятельности человека. Благодаря  им человек отражает окружающий его  объективный мир, познает его  и на основе этого ориентируется  в обстановке и сознательно действует. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Информация о работе Анализ поведения человека в коллективе