Анализ психологических факторов успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно разные науки. Она из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания, Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эта прикладная часть психологии часто называется школьной психологией. Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук: педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др. Он представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Психологическая деятельность в процессе обучения……………………………….6
1.1 Проблематика психологии обучения…………………………………………...6
1.2 Психологические особенности учащихся……………………………………...7
2. Факторы успешного обучения……………………………………...………………..10
2.1 Мотивация…………….…...…………………………………………………….10
2.2 Прием информации органами чувств……….…………………………………12
2.3 Восприятие………………………………………………………………………16
2.4 Понимание, заучивание………………………………………………………....17
2.5 Закрепление……………………………………………………………………...21
3. Сопротивление как часть успешного обучения…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………….26
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список используемых источников……………………………………………………..31
Приложения…………………………

Файлы: 1 файл

Демидова Курсовая Педагогическаяпсихология.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Лишенный сопротивления учащийся становится незащищенным: от возможной критики сверстников, от возможных замечаний педагога, а также от своих собственных тревожных переживаний. Если собственные опасения перевешивают уверенность в своих силах и доверие к классу, то на сцену выступает сопротивление, задача которого — оградить «хозяина» от напряжения, с которым сложно справится. На уровне подсознания новая информация вызывает отторжение, а на уровне сознания теоретический подход объявляется «неправильным», «неподходящим для российской действительности».
        Сопротивление приходит на помощь, предлагая массу вариантов. Можно просто игнорировать чужеродную информацию, можно начать ожесточенно спорить, можно искать поддержку у коллег, можно скучать, можно почувствовать головную боль... Именно большая вариативность сопротивления позволяет скрыться от опасной непонятной информации. Важно, что сопротивление является подсознательным процессом, и человек никогда осознанно не решает: «Так, сейчас сложная информация для меня, пусть у меня заболит голова, или, на худой конец, скажу, что преподаватель все списал с Котлера».

Это происходит при:

-при потенциальной угрозе личной самооценке (неуверенные люди «видят» гораздо больше таких угроз, чем уверенные)

-при нарушении психологической безопасности (если тренер поощряет критические замечания на семинаре, то безопасность участников группы резко снижается)

-при высокой степени новизны информации (в применении новой информации таятся слишком большие изменения, проведение которых нарушает привычную стабильность)

-с возрастом (чем больше личный опыт, тем сильнее стереотипы и привычки, тем сложнее провести изменения).

-при равноправном статусе. Чем больше тренер напоминает «гуру» — учителя, обладающего неземными знаниями и неземной репутацией, тем сопротивление меньше (при условии, что в процессе обучение знания и репутация находят подтверждение у слушателей). Если же тренер строит равноправный контакт — сопротивление изначально больше, так как обычному человеку легче сказать, что «на Ваших семинарах было скучно», чем большому учителю. Однако при успешном прохождении разногласий в группе сопротивление обучению резко падает. Большинство хороших тренеров выбирают равноправную позицию.

-при наличии напряженных сложных отношений в группе (известный синдром присутствия на группе «страшного начальника» — участники группы заняты не обучением, а постоянным подтверждением того, что они все знают и все делают правильно)

Казалось бы, наличие сопротивления — это плохо. Из-за сопротивления не усваивается нужные знания. Вместе с тем сопротивление выполняет важную позитивную функцию — пропускает актуальную и отсеивает незначительную информацию. Взрослый человек, лишенный своих защитных механизмов, будет похож на маленького ребенка, находящегося в полной зависимости от окружения: понравилась бабочка, бежит за бабочкой, испугался кошки — прячется; мама ругает — чувствует себя плохим; хвалит — хорошим. Эффективные защитные механизмы являются фильтрами, позволяющими с одной стороны, быть независимыми от внешней информации (мало ли, какой тренер что скажет) и организовывать свою работу по собственному усмотрению, и в то же время быть открытым для полезных сведений. Задача тренера состоит в модификации «избыточного сопротивления».[8]

 

Заключение

 

 

Успешность обучения на протяжении всей истории развития школы являлась одной из приоритетных проблем педагогической науки в целом и дидактики в частности. Поскольку школа - один из важнейших социальных институтов государства, то обозначенная проблема неразрывно связана как с тенденциями развития науки, так и с социально-исторической ситуацией, которая задает ряд объективных факторов, обусловливающих определенный ракурс ее решения. К ним, в первую очередь, относятся: политика государства в области образования, международные и мировые тенденции развития обучения и воспитания, положение человека и состояние социума в государстве, статус и типология образовательных учреждений, их экономическая стабильность и система управления.

Однако история дидактики и педагогики свидетельствует о том, что формировались различные, нередко диаметрально противоположные, научные подходы к решению проблемы успешности обучения. Это было обусловлено наличием определенных взглядов ученых на человека и смысл бытия, на которых и строились научные концепции, теории и системы обучения. В основе исследований лежат определенные выводы ученых о сущности педагогической деятельности в целом, ее рассмотрение в аксиологическом, антропологическом, праксеологическом аспектах.

Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения актуализировалась, это связано с тем, что:

Основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, который рассматривается как система взаимодействия педагогов с детьми, направленная на решение задач развития, воспитания, обучения и построенная на принятии и уважении ребенка как личности (Национальная доктрина образования в РФ, Закон РФ «Об образовании). Вследствие чего:

Произошло изменение представлений о содержании и качестве образования: содержание образования рассматривается не как совокупность предметных областей, а как комплекс сфер жизнедеятельности человека, в которых он должен иметь определенные знания, компетентности и способности, что принципиально меняет направленность результатов педагогической деятельности и образовательного процесса - ориентир на динамику личностного развития.

Осуществляются меры по демократизации системы образования: развитие образовательных учреждений разных типов, допущение различных

моделей обучения, вариативность образовательных программ, нацеленность на индивидуализацию образовательного процесса, выстраивание системы непрерывного образования на государственном, региональном, местном уровнях.

Обозначенные процессы привели к необходимости научного переосмысления традиционных подходов к обучению, к поиску новых образовательных моделей, обеспечивающих успешность каждому ученику. Можно констатировать, что государством востребованы интеллектуально развитые, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах, социально зрелые, вносящие свой вклад в развитие культуры. Однако выполнению государственного заказа образовательными учреждениями препятствует ряд факторов. Во-первых, социально-экономическая ситуация, которая резко разделила общество по уровню достатка, что неизбежно сказалось на образовательных учреждениях, сегодня разделяющихся по «уровню элитарности и престижности»; социальное разделение внесло свою окраску в понятие успешности: успешен тот, кто богат, кто занимает высокую должность, кто учится в престижном вузе и т.п. Во-вторых, как следствие разрушения нравственных идеалов, произошла деформация общественного сознания, наблюдаются общий «интеллектуальный упадок», «экспорт интеллекта», резкое снижение уровня культуры детей и молодежи, преобладание меркантилизма, социальная инфантильность подростков в сочетании, нередко, с физической акселерацией. Утрата или деформация ценностей приводит к деформации личности.

Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул,

как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Кроме того, важно отметить, что одновременно происходящие процессы, с одной стороны, демократизации и модернизации школы, с другой -процессы стандартизации образования, на практике выливаются в «педагогические крайности», противоречат друг другу. В основе личностно-ориентированного подхода к образованию лежит принцип успешности каждого ученика в образовательном процессе, что требует особых педагогических способов и средств, поиск которых активно осуществляется в педагогической науке и практике, но нередко их применение оказывается невозможным или неэффективным в стереотипных системах образования.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Педагогическая психология

Раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания

2.

Психология обучения

Раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической деятельности в условиях обучения.

3.

Мотивация

Побудительные силы, движущие ученика к цели обучения

4.

Восприятие

Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира

5.

Заучивание

Совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом

6.

Сопротивление

Комплекс эмоциональных и поведенческих реакций, призванный защитить личные ценности

7.

Обучение

Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

 

8.

Опредмечивание

Процесс превращения идеального знания в материальную форму.

9.

Учение

Процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида

10.

Успешность

Раздел педагогики; теория образования и обучения

Список использованных источников

     1.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия ≪Учебники и учебные пособия≫. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:≪Феникс≫, 2003.

    2.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3.

Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.

4.

      Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 

5.

Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.

6.

Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.

7.

        Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006.

8.

        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006.

9.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003.

10.

Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002.

11.

www.ru.wikipedia.org/

Информация о работе Анализ психологических факторов успешного обучения