Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

Файлы: 1 файл

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развит.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

 

1. АНАЛИЗ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ПРОБЛЕМЕ  РАЗВИТИЯ

ВНИМАНИЯ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА..................... 5

1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5

1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего

дошкольного возраста................................................................................... 11

1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего

и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

  РАЗВИТИЯ  ВНИМАНИЯ В  МЛАДШЕМ  И  СТАРШЕМ

ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23

2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24

2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наш быстро меняющийся век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Одним из непременных условий успешного  обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет  требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать  без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые, как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., Петровский А.В., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Рибо Т., Гальперин П.Я., Запорожец А.В. и др. И, хотя они выдвигали множество теорий внимания, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме развития внимания детей младшего и старшего дошкольного возраста; практическое исследование, направленное на выявление влияния игровых методик на развитие внимания дошкольника.

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.

Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить особенности развития внимания детей младшего и старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить методы диагностики внимания.
  4. Провести экспериментальное исследование и выявить влияние игровых методик на  развитие внимания дошкольника.

В исследовании использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • психодиагностические методики;
  • констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  АНАЛИЗ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ПРОБЛЕМЕ  РАЗВИТИЯ  ВНИМАНИЯ  ДЕТЕЙ  

ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1.  Общая характеристика понятия «внимание»

 

На человека постоянно  воздействуют самые разнообразные  раздражители. Его сознание зачастую бывает не в силах охватить одновременно все эти объекты. Часть из них  находится в поле ясного сознания, часть – осознается не вполне отчетливо, часть – весьма смутно, а многие вообще не замечаются. Из множества окружающих объектов человек выделяет лишь те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.  [9, с.72]

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр. [11, с.71]

Рубинштейн С.Л. отмечает, что внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. [19, с.322]

По мнению Петровского А.В., внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. [14, с.187]

Под направленностью Петровский А.В. понимает прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании). [14, с.187]

Другой характерной особенностью внимания, по мнению Петровского А.В., является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым. [14, с.188]

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. [4, с.169]

Характеризуя внимание как сложное  психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция. [14, с.192]

Как отмечает Немов Р.С., внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. [12, с.39]

  • Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.); третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности.
  • Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  • Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для себя объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
  • Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
  • Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризуем его объем внимания. [12, с.39-40]

В системе межчеловеческих  отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Немов Р.С. выделяет следующие виды внимания:

  • Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
  • Социально обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
  • Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
  • Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
  • Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.  [12, с.43]

По мнению Рубинштейна С.Л., основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.  [19, с.339]

  Непроизвольное внимание (наиболее простое и генетически исходное) называют также пассивным, вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. [18, с.190]

Этот вид внимания «возникает без  всяких усилий человека в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением». [6, с.17]

Это яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах. Важную роль при  этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. [17, с.191]

Информация о работе Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста