Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявление и реализация эффективных условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках английского языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эмоционально-волевое развитие ребенка младшего школьного возраста на уроках английского языка будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
-целенаправленное и систематическое использование специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников;
-отбор игр и упражнений с учетом исходных уровней развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………………...

1.1.Характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника…….................
1.2. Значение игры в эмоционально-волевой сфере младшего школьника………………
1.3. Влияние уроков иностранного языка на эмоционально-волевую сферу младшего школьника……………………………………………………………......................................
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………

2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4"А" КЛАССЕ МБОУ ЛИЦЕЙ № 21
2.1. Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21 …………………………………………………………………...
2.2. Комплекс игр для развития эмоционально-волевой сферы на уроках иностранного языка и рекомендации по развитию эмоционально-волевой сфере младших школьников на уроках иностранного языка ………………………..……………
Выводы по главе 2……………………………………..……………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

     Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчётливо просматривается тенденция с соподчинением мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на посторонние дела.

    В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка - игры совершается без обязательных волевых усилий. Ребенок берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, ибо деятельность ребенка-дошкольника чаще всего связано с непосредственным удовлетворением потребностей. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые ребенком, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения эмоционально-волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет задачу, направленное на учение правильному написанию букв, или правильному произношению слово, словосочетаний или даже целых предложений на иностранном языке, но это все не привлекает его.

    Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно эмоционально-волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий - процесс длительный и сложный. Совершенствование эмоционально-волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед учащимися возникают все новые и более сложные задачи, к достижению которых он стремится.

   В начале обучения иностранного языка цель, как первый этап эмоционально-волевого акта, возникает в соответствии со словесными указаниями, которые идут от учителя, учебника, литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом класса младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами.

    С точки зрения эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задания, которые ставятся перед ним взрослыми (родителями, учителем), были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале и тем самым делает более доступной цель, что в свою очередь активизирует усилия по её достижению. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком лёгкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

    В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство  с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения  к чужой (иной) культуре, но и будет  способствовать более глубокому  осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Со изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей  заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства  патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения  иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад  в формирование активной жизненной  позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

     В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:

-сформируется  элементарная иноязычная коммуникативная  компетенция, т. е. способность  и готовность общаться с носителями  изучаемого иностранного языка  в устной (говорение и аудирование)  и письменной  (чтение и   письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

-будут заложены  основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

-сформируются  положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

  1. Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционально-волевой сферы. Изменение эмоционально-волевой сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

 

  1. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. Эмоционально-волевую жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса – отношения с одноклассниками и положение в коллективе.

 

  1. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоционально-волевой стабильности. Игра направлена на развитие обще учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния, она способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.

 

  1. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

 

  1. Первоначально учебный процесс в младших классах строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. На уроках английского языка обучающиеся приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

 

  1. Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования вносит свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся.

 

 

2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ  СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА  УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

2.1. Анализ уровней  развития эмоционально-волевой сферы  обучающихся 4”А” класса МБОУ  Лицей №21

 

Цель опытно-практической работы: описать опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка.

Задачи:

1. Проанализировать  уровни развития эмоционально-волевой  сферы обучающихся.

2.Составить  комплекс игр для развития  эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка.

3.Разработать  рекомендации по развитию эмоционально-волевой  сфере младших школьников на  уроках иностранного языка.

Практика проходила  в МБОУ  Лицее №21.

     МБОУ  средняя общеобразовательная школа № 21 открыта 1 сентября 1988 года. В 2011 году постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области №2001 от 29.06.2011 изменен вид муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 21" на "Лицей № 21"

     МБОУ  Лицей №21 - самая крайняя западная  образовательная точка г. Дзержинска   Нижегородской области.

     Лицей  занимает трехэтажное здание.  Здание соответствует нормам  для ведения образовательной  деятельности. Сейчас в МБОУ Лицей  №21 обучается 760 учащихся.

    Лицей  оборудована современными компьютерными  классами, оснащен теле и видео  аппаратурой, имеет хорошую спортивную  базу, модернизированный буфет-столовую.

    В  школе работает психологическая  и медицинская служба. Школа имеет  современную библиотеку, оборудованную автоматизированным рабочим местом библиотекаря.

    Педагогический  коллектив плодотворно сотрудничает  с кафедрой «Педагогики и андрагогики»  под руководством доктора педагогических  наук Игнатьевой Г.А. Нижегородского  института образования и науки.

    Школа  осуществляет дополнительное образование:  ведет дошкольную подготовку  детей 5-6 лет, работают кружки  и секции по 11 направлениям: художественно-прикладное, спортивное, эстетическое, физико-математическое.

     МБОУ  Лицей № 21  живет в инновационном режиме уже более 10лет. Целью инновационных преобразований является обеспечение нового качества лицейского образования на основе целенаправленных, прогрессивных и взаимосвязанных изменений в образовательной модели лицея, сопряженных с созданием необходимых условий для повышения инновационной активности, профессионального развития педагогического коллектива. Переход нашего образовательного учреждения в новое качество предполагает:

-создание особого  образовательного пространства, вводящего как педагога, так и ученика в ситуацию выбора личностно значимой системы ценностей, самопознания, рефлексии, самосовершенствования;

-переход от  пассивных форм обучения к  деятельностному обучению с преобладанием  самостоятельной работы; вовлечение  учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность посредством активных форм;

-создание условий  для формирования культуры умственного  труда, овладение методами научно-исследовательской  и проектной работы.

   Работа  проводилась с обучающимися 4”А”  класса МБОУ Лицей №21

    В  4”А” классе обучаются дети  примерно 10-11летнего возраста. В  классе обучается 24человека,из  них 13девочек и 11мальчиков.  Дети в этом классе с достаточно  высоким уровнем знаний. Учащиеся  работоспособные и добросовестно  относятся к процессу обучения. В классе есть староста Никита Х, также заместитель старосты Катя П. они являются “правой рукой” учителя, также в классе есть физорк- Аня С., а за дежурство в классе отвечает Карина Б.

     Дети  в классе достаточно сплоченные, но как и в любом коллективе  есть маленькие подгруппы. В основном дети общаются микрогруппами из 3-5человек. Но если есть общее дело, то дети обьединяются в единое целое и начинают работать сообща. Дети зачастую общаются вне школы- гуляют вместе, живут в одном доме, ходят в одни и те же школы дополнительного образования. В данном коллективе есть и свои недостатки- нет сплоченности в учебной деятельности, т. е. дети не помогают одноклассником, в учебе каждый сам за себя. Мальчики и девочки хорошо контактируют друг с другом, на каждый праздник ребята поздравляют друг друга и даже обмениваются подарками или открытками. Но конечно это все происходит под контролем классного руководителя, т.к дети в этом возрасте еще не в состоянии сами организовать свою деятельность. Учитель полностью организовывал воспитательную деятельность учащихся и контролировал их деятельность. Дети имеют высокий уровень воспитанности, они имеют уважение друг к другу и к людям старшего возраста. Дети внимательно и терпеливо  выслушивают друг друга и только после этого высказываются сами. Авторитетом в классе является староста и дети внимательно и добросовестно выполняют его поручения. Как уже было сказано выше, дети не  могут самостоятельно принять решения. И поэтому учащиеся начинают осуждать проступки своих сверстников только после разьяснения учителем. У них нет четкой сформированнности, что такое хорошо, а что такое плохо. Учителю приходится часто проводить воспитательные беседы и обьяснять, почему тот или иной поступок плохо влияет на окружающих.

Информация о работе Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21