Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.
Объект исследования: Развитие межличностных отношений.
Предмет исследования: Влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность, особенности организации и проведения игротерапии;
составить комплекс занятий с использованием игротерапии в развитии взаимоотношений у старших подростков и опытно-экспериментальным путем апробировать;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….1
1.Анализ уровня развития межличностных отношений
у старших подростков…………………………………………………………...…3
2. Использование игротерапии в развитии
межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста…….…7
3. Сравнительный анализ результатов исследования…………………………...10
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

готовая к.р. по психос.docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….1

1.Анализ уровня развития межличностных отношений

у старших подростков…………………………………………………………...…3

2. Использование игротерапии  в развитии 

межличностных отношений  у детей старшего подросткового  возраста…….…7

3. Сравнительный анализ  результатов исследования…………………………...10

Список литературы……………………………………………………..………..12

Приложения

 

Введение

Актуальность. Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это, прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями. нравственными идеалами и духовными ценностями. Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется и влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Цель исследования: Выявить влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.

Объект исследования: Развитие межличностных отношений.

Предмет исследования: Влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.

Задачи исследования:

  1. проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. раскрыть сущность, особенности организации и проведения игротерапии;
  3. составить комплекс занятий с использованием игротерапии в развитии взаимоотношений у старших подростков и опытно-экспериментальным путем апробировать;

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы.
  2. Эмпирические: тест оценки коммуникативных умений под ред. Карелиной А.Н., социометрическая методика, составитель Немов Р.С.
  3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.

 

1.Анализ уровня  развития межличностных отношений  у старших подростков.

На основе анализа данной проблемы  провели опытно-эксперементальную  работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью эксперимента было определение  уровня развития межличностных отношений  у старших подростков.

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе МОУ  «СОШ №12» г. Энгельсе. В ходе исследования было обследовано 21 учащихся старшего подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был проведён в мае 2013 г.

Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая  инструкция:

«Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей  группы (класса) вы по своему желанию  включили бы в состав новой  группы (класса)? Запишите этих людей  на листе бумаги под номером  1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей  группы вы, напротив, не хотели  бы видеть в составе новой  группы (класса)? Запишите их под  номером 2 в порядке отклонения».

Мы получим следующие  результаты: в классе присутствуют учащиеся, которых очень мало кто  выбирал. Таких оказалось 15 человек. Они симпатизировали одному, двум или трём одноклассникам. В основном этих учащихся наоборот не желали видеть в своём классе и записывали в  ту группу учащихся, которые, на их взгляд, недостойны учиться в выбираемом классе.

Предпочитаемых учащихся оказались шесть человек. Эти  лица были более авторитетными и  значимыми в школьном коллективе. Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более.

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: в исследуемом классе нет гармоничных  отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют  и определяя свой новый класс  они очень немногих записывают в  свои желаемые одноклассники. Так, класс должен состоять из 21 человека и самый большой выбор, состоящий из 14 человек класса, сделал только один человек. Остальные, которым предоставлялась возможность определить новый класс, предпочли нескольких человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного.

Таким образом, проведённый  нами качественный анализ результатов  показал, что больше половины учащихся оказались непринятыми в классе. И лишь 29% из 100 являются более или  менее авторитетными.

Следующая методика состояла в том, что классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".

Результаты данной диагностики  свидетельствуют о том, что только 4 человека из 21 являются хорошими собеседниками, но иногда отказывают партнёру в полном внимании. Повторяют вежливо его  высказывание, давая ему время  раскрыть свою мысль полностью, приспосабливая свой темп мышления к его речи. С  таким собеседником приятно пообщаться. Десяти человекам из 21 присущи некоторые  недостатки. Они критически относятся  к высказываниям. Им ещё не достаёт  некоторых достоинств хорошего собеседника. И 7 человек являются плохими собеседниками. Им необходимо работать над собой  и учиться слушать.

 

 

Теоретическая база

Название применяемых  психотехник

 

Содержание психотехники, ее основные принципы

 

Специфика техники  в работе с выбранным объектом

 

Планируемые результаты, ожидаемые после применения техники

1. Для определения индекса  групповой сплочённости  использовали  такие методики как «социометрия»  Р.С. Немова и тест оценки  коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной.

Методика «социометрия»  Р.С. Немова предполагала выявление  уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы, к которой он принадлежит.

 

Ожидается что в исследуемом  классе нет гармоничных отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют  и определяя свой новый класс  они очень немногих могут записать в свои желаемые одноклассники.

2.Следующая методика, использованная  в ходе исследования, была направлена  на оценку коммуникативных умений  – тест оценки коммуникативных  умений А.А. Карелиной.

Понятие «коммуникативные умения»  включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и  слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

 

Ожидется что из исследуемых  учащихся нет таких, которые бы полностью  соответствовали критериям отличного  собеседника, которые могли бы установить дружескую атмосферу и сумели понять проблемы собеседника.


Проанализировав и сопоставив полученные данные, мы пришли к выводу, что этот учащиеся требует экстренной помощи со стороны психологов, социальных педагогов и преподавателей. В  этом классе нарушено взаимопонимание, они неадекватно воспринимают друг друга, проявляют антипатию к  довольно многим своим одноклассникам. Такая ситуация получается не потому, что их одноклассники не подходят к условиям, на основе которых они  могут стать предпочтительными, иметь статусное положение (это  возможно, если подросток имеет привлекательную  внешность, богатых родителей и  т.д.), а из-за того что сами учащиеся не умеют общаться друг с другом. Они почти не обладают коммуникативными умениями, которые необходимы коммуникатору в процессе общения. Они не видят в себе никаких отрицательных качеств, которые мешают понять проблему собеседника, воспринять его таким, какой он есть. Устанавливая межличностные отношения, при неблагоприятном исходе, они видят проблему только в других, но не в себе.

По нашему мнению, в этом классе необходимо провести коррекционную  работу, так как нарушения в  межличностных отношениях, которые  фиксируются в старшем подростковом возрасте, могут впоследствии проявляться  и в познавательной, и в личностной сферах. Результаты, проведённого нами диагностирования у старших подростков школы № 12, позволяют констатировать то, что у них нарушены межличностные отношения друг с другом. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающей работе с учащимися, направленной на развитие межличностных отношений у данных подростков. Описанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы посвящается следующий параграф данной главы.

2. Использование  игротерапии для развитий межличностных  отношений у детей старшего  подросткового возраста.

   В основу формирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы положена система коррекционных  игр-упражнений, разработанная Е.А.  Левановой, М.Р. Битяновой и  адаптированная нами к педагогическому  процессу группы.

Целью программы являлась коррекция межличностных отношений, а задачами были:

1. развитие коммуникативных  навыков общения в подростковой  среде;

2. создание ситуаций для  творческого самовыражения в  процессе коммуникативной деятельности;

3. развитие навыков межгруппового  взаимодействия;

4. раскрытие положительных  качеств и черт подростков;

5. воспитание интереса  к своим сверстникам;

6. развитие чувства понимания  и сопереживания к другим людям.

 

Теоретическая база

Название применяемых  психотехник

 

Содержание психотехники, ее основные принципы

 

Специфика техники  в работе с выбранным объектом

 

Планируемые результаты, ожидаемые после применения техники

Психокоррекця поведения  с помощью игры, как «У дверей девушки», «Чай в половине двенадцатого ночи», «Треугольник», «Богатая тетя» и др.

Здесь подростки моделируют свое будущее, примеряют свои новые  личностные «одеяния», проживают в  психологически защищенной, комфортной обстановке то, что чуть позже им придется прожить в продуваемом  ветрами социуме, учатся вербализовывать  свои переживания, принимать переживания других.

Не все смогли справиться с заданием, поэтому были пропуски, передача очереди и даже отказы. волнующими для подростка были игры, связанные с межличностными и межполовыми отношениями.

Целью  занятия было развитие у подростков навыков общения  в различных жизненных ситуациях

Психокоррекця поведения  с помощью игры: «День рождение», «Цветы», «Тосты».

Подростки создавали и  апробировали многочисленные образцы  так называемых «формальных», этикетных  высказываний – поздравлений ко дню  рождения, словесно вручали подарки  или цветы, произносили тосты  и т.д

Игры носят оттенок  «обязаловки» - всем участникам необходимо произвести по очереди речевое действие. Не все смогли справиться с заданием, поэтому были пропуски, передача очереди  и даже отказы. Но каждый попробовал дать свой индивидуальный образец соответствующего речевого действия.

.Эти игры позволяли расположить игротерапевта к подросткам, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе и как член группы.


 

3.Сравнительный анализ результатов исследования.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе игр-занятий, мы можем  констатировать положительный настрой  детей, в самом начале проведения первых игр многие отказывались принимать  участие и, недоумевая, задавали вопрос: «А зачем это?», «Не хочу». Однако уже на 2 занятии процессом игр  увлеклись практически все, этому  способствовала доброжелательная атмосфера  и азарт самых активных участников. В обычных играх – тренингах  подростки много нового узнавали о своих одноклассниках, с которыми проучились много лет, раскрывались положительные качества и черты, развивалось чувство понимания  и сопереживания к другим людям.

Информация о работе Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков