Анатомо-физиологические особенности и особенности сбора информации в периоде юношества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по дисциплине здоровый человек и его окружение (2).docx

— 25.32 Кб (Скачать файл)

Задание №1

Укажите анатомо-физиологические особенности и особенности сбора информации в периоде юношества.

Ответ:

    Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

    Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - "переходный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

   Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников). Их совокупная деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме ребенка, в том числе наиболее очевидные: "скачок в росте" и половое созревание развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Наиболее интенсивный период в этих процессах приходится на одиннадцать-тринадцать лет у девочек и тринадцать-пятнадцать лет у мальчиков. В настоящее время наблюдается акселерация физического развития и полового созревания, и поэтому уже в девять-десять лет у девочек может начаться деятельность половых желез и формирование грудной железы, а в десять-одиннадцать лет некоторые оказываются на стадии начала половой зрелости (мальчики - в двенадцать-тринадцать лет).

    В исследованиях последних лет не было выявлено строгой зависимости между уровнем полового созревания и соматометрическими показателями, но, с другой стороны, именно рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки являются специфическими моментами физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином "скачок в росте". Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка и общие пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и лицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа, но мозг в размерах увеличивается незначительно. В период от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до четырнадцати лет пространство между позвонками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, длительных односторонних напряжениях или чрезмерных физических нагрузках. Наибольшие нарушения осанки происходят в одиннадцать-пятнадцать лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. Срастание костей таза (в которых заключены половые органы девочек) заканчивается к 20-21 году. Их смещение и смещение несросшихся костей возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовую функцию.

    Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу, это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.

    Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Это осознается мальчиками, имеет для каждого из них большое значение. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Это может порождать неприятные переживания, неуверенность. В то же время возраст с шести-восьми до тринадцати-четырнадцати лет - период оптимального развития многих двигательных качеств, активного совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстроты и частоты движений, длины прыжка и т.д.)

      Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиений, повышения кровяного давления, головокружения, головных болей, быстрой утомляемости.

     В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма в связи с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половых желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания (страх, гнев, чувство обиды и оскорбления) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертериоза) и функциональных расстройств нервной системы (некоторые признаки этого - повышенная раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройства сна). Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии. У девочек появление таких состояний нередко наблюдается незадолго до начала или во время менструального цикла.

    Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяются как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни и воспитания подростка, особенностями его общения. Отрицательное влияние могут оказывать чтение не соответствующей возрасту литературы, знакомство с фильмами, предназначенными для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о разных проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств.

Особенности сбора информации в периоде юношества

Специалисты отмечают особенности процесса консультирования подростков:

1. Контакт с подростком должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в юношеском возрасте существенно отражается на психическом развитии в целом;

2. Специалист не может возложить на подростка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в юношеском возрасте еще недостаточно развиты, а, кроме того, жизнь подростка на 80% зависит от взрослых.

 В связи с указанными  выше особенностями с особой  остротой встает проблема метода сбора информации. Подросток редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его проблем. Отсюда первоочередная задача специалиста - "нащупать" проблему и понять источник ее возникновения, иными словами, поставить диагноз. Поставив диагноз, специалист должен наметить план решения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случае правильных действий специалиста и сотрудничества с ним заинтересованных взрослых психотерапевтический эффект не заставит себя ждать.

Как правило, постановке диагноза предшествует исследование, в ходе которого устанавливаются факты, позволяющие исследователю поставить диагноз. Какие же факты необходимо установить специалисту в процессе сбора информации у подростка? С моей точки зрения, это переживания подростка.

 Л.С. Выготский писал, что "переживание подростка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет - средовое влияние на подростка или особенность самого подростка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии" (Собр. соч. Т.4, с.382).

Переживание, по Л.С. Выготском, - это отношение подростка (человека) к действительности, к среде. Оно показывает, чем данный момент среды является для личности, как он влияет на развитие личности подростка. Для практики консультирования и для психотерапии очень ценным является высказывание Л.С. Выготского о том, что для понимания особенностей развития подростка важна не сама объективная ситуация, а то, как подросток (человек) переживает эту ситуацию. Именно поэтому одна и та же жизненная ситуация по разному влияет на развитие разных детей в силу различия их переживаний. "...Среда определяет развитие ребенка через переживание среды" .Поскольку понятие "среда" включает в себя и отношение других людей (взрослых и сверстников) к подростку, то эти отношения имеет смысл анализировать не только с объективной (независимой) точки зрения, но гораздо важнее понять, как существующие отношения переживаются подростком. "...Подросток есть часть социальной ситуации, отношение подростка к среде и среды к подростку дается через переживание и деятельность самого подростка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию подростка". Таким образом, получается, что поведение подростка обуславливается его переживаниями, а переживания определяются внешней ситуацией. Изменить поведение подростка можно, изменив его переживания, а изменить его переживание ситуации можно, изменив саму ситуацию, например, изменив стиль взаимоотношений взрослого и подростка.

 В основном к специалисту( психологу-консультанту) взрослые обращаются по поводу подростков, у которых есть аффективные переживания. Сложность задачи, стоящей перед специалистом, заключается в определении этих аффективных переживаний. И здесь очень важную роль играет метод исследования. Для этой  хорошо подходит клинический метод. Клинический метод в психологии был разработан Жаном Пиаже, а затем стал своеобразной "визитной карточкой" всей школы Пиаже. Название "клинический" было дано автором в связи со сходством метода с процедурой исследования, применяемой психиатрами,1) то есть акцент делался на качественный аспект и анализ отдельных случаев. Но при этом наиважнейшей частью метода стал своеобразный констатирующий качественный эксперимент,2) хотя некоторые исследования были выпонены исключительно методом объективного наблюдения без какого-либо экспериментального вмешательства. Своеобразие эксперимента заключалось в том, что эта процедура была абсолютно нестандартизирована (даже в тех случаях, когда изучалось восприятие, то есть в случае психофизического эксперимента). Как в любом эксперименте, в экспериментах Пиаже проверялась какая-то гипотеза. Но поскольку его испытуемыми были дети, а каждый ребенок представляет собой индивидуальный случай развития, то гипотеза, проверявшаяся в эксперименте строилась для каждого подростка отдельно во время тщательного и продолжительного наблюдения его спонтанного поведения. Гипотеза, на основе которой создавались задачи, предлагавшиеся ребенку в эксперименте, строилась на основе предчувствий и интуиции экспериментатора, возникающих в ходе предварительного наблюдения. Теперь понятно, почему в рамках даже одной возрастной группы не всем детям давалась одна и та же задача, а способ предъявления одной и той же задачи был разным для разных детей. После первичной реакции подростка на задачу специалист должен был сделать свой ход, то есть каким-то образом отреагировать, после следующей реакции испытуемого опять следовал ход специалиста и т.д. Таким образом, каждая реакция подростка как-то определяла следующий ход специалиста, который также зависел от сформированной предварительно гипотезы относительно данного ребенка. Вследствие такой зависимости действий специалиста от поведения подростка практически не было детей, получавших от взрослых одинаковые воздействия. Как правило, в школе Пиаже процедура одного и того же эксперимента широко варьировала у различных испытуемых в любом исследовании.

 Во всех случаях, где  это только возможно (исключением  являются, например, исследования в  младенческом и раннем возрасте), в эксперимент включался вербальный  компонент, вроде беседы с подростком. Были эксперименты, направленные на изучение смешанного поведения речевого и неречевого характера, но были и такие эксперименты, которые целиком состояли из одной беседы и предполагали изучение только вербального поведения. При этом беседа строилась по принципам эксперимента, описанного выше. В качестве задачи выступал какой-нибудь вопрос специалиста. Реакциями испытуемого были его ответы, а реакциями специалиста новые вопросы, зависящие от ответов испытуемого. Сам Пиаже называл этот эксперимент "нестандартизированным клиническим методом свободной беседы с ребенком". Позже он вошел в историю под названием "метод клинической беседы Ж.Пиаже". Для проведения этой беседы строился предварительный общий план, но содержание и ход беседы целиком зависели от ответов подростка. Пиаже считал, что, когда подростку предложена задача, то нужно пытаться следовать за его мыслью, в каком бы направлении она ни шла. Стандартизированная беседа такой возможности не дает.

Джон Х. Флейвелл, анализируя исследования Ж. Пиаже и его клинический метод, пишет: "Суть этого подхода состоит в обследовании всего многообразия возможных форм поведения подростка в ситуации, где действует последовательность: раздражитель-реакция-раздражитель-реакция; в ходе быстрой смены членов этого ряда специалист использует все свои возможности и способности, чтобы понять слова и действия подростка и изменить свое поведение так, чтобы добиться наиболее точного ответа на свои вопросы".

Л.Ф. Обухова отмечает, что метод клинической беседы позволял изучать не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению.

 Клинический метод  как научный метод вызвал сомнения  у современников Ж. Пиаже. Джон  Х. Флейвелл, отдавая должное этому методу и, с точки зрения самого Пиаже, отнесшийся к нему умеренно и терпимо, писал: "Тем не менее приходится признать, что по сравнению с основной массой публикаций по детской психологии человек, читающий работы Пиаже, должен очень многое брать на веру - веру в экспериментальный опыт Пиаже, его теоретическую изобретательность и интеллектуальную честность". Э. Клапаред образно сравнивал метод клинической беседы с умственной аускультацией и перкуссией. Он считал, что метод клинической беседы - это искусство спрашивать. На опасности и трудности, подстерегающие психолога, применяющего клинический метод, указывал и сам Пиаже. Он подчеркивал, что даже очень опытный психолог, проводящий беседу, порой поддается искушению вести ребенка за собой и внушать ему те или иные собственные мысли. Кроме ого, его подстерегает опасность не понять значение важных поведенческих реакций подростка и другие ловушки. С его точки зрения, внутренние дефекты клинического метода психолог должен компенсировать своим опытом и находчивостью.

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности и особенности сбора информации в периоде юношества