Анкетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
В учебниках и словарях анкетой называют упорядоченный список вопросов. Однако не содержится указаний, в соответствии с чем следует этот список упорядочить. Также не затрагивается широкий круг проблем общения. Поэтому необходимо специально рассмотреть, что собой представляет анкета.
Слово «анкета» появилось в русском языке в конце XIX в.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

ОГУ

Орский  гуманитарно-технологический институт  (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

(Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ)

 

Анкетирование

Реферат

 

 

 

Исполнитель: А.Л.Колчинская.,

Студентка 2  курса гр. 11ППО(б)ПСП

Факультета «Педагогики  и психологии»

___________

(подпись)

 

                                  Преподаватель: Д.П.Татарчук

___________

(подпись)

 

 

 

 

Орск 2012

Введение

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как  правило, заочно, т.е. без прямого  и непосредственного контакта интервьюера  с респондентом.

В учебниках и словарях анкетой называют упорядоченный  список вопросов. Однако не содержится указаний, в соответствии с чем следует этот список упорядочить. Также не затрагивается широкий круг проблем общения. Поэтому необходимо специально рассмотреть, что собой представляет анкета.

Слово «анкета» появилось  в русском языке в конце XIX в.

Слово является поздним заимствованием из французского. Французское enquete(опросный лист) – старое страдательное причастие прошедшего времени от глагола enquerir – «осведомляться в чем-либо». По некоторым предположениям, французское enquete восходит к латинскому quaestio – «опрос».

В русских словарях слово  «анкета» впервые встречается с 1900 г. со значением, сохранившемся до современности, – «опросный лист для получения определенных сведений о том, кто его заполняет».[]

Анкетирование в психологии используется с целью получения  психологической информации, а социологические  и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт  психолога с респондентом при  анкетировании, в отличие от интервьирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

 

 

 

 

 

 

 

Конструирование анкеты

Задачи:

  1. Создать и поддержать кооперативную обстановку у респондентов;
  2. Вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы;
  3. Наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы;
  4. Освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них;
  5. Поддерживать постоянный интерес к работе с анкетой.

Анкета обычно состоит  из трех блоков:

1) введения, или преамбулы;

2) основной части, состоящей  из перечня вопросов;

3) заключительной части.

Вводная часть  анкеты — преамбула

Во введении кратко излагаются цели проводимого исследования, указывается  для кого оно проводится. Отметим, что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.

Основная часть  анкеты- разработка вопросов

Основная часть анкеты представляет собой совокупность содержательно  упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые.

     Открытые вопросы  предполагают свободный, вольный  ответ респондента с использованием  тех слов, которые он сочтет  наиболее убедительными. Он сам  формулирует фразы в ответе, пытаясь  выразить то, что чувствует.    

    Закрытые же  вопросы в отличие от открытых предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики.По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы. Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор богатой качественной информации, закрытые — и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.

Ошибки, возникающие  при разработке основной части анкеты:

При проведении анкетирования, предполагается, что люди будут честными и искренними в своих ответах. Однако следует принять некоторые  меры предосторожности. Так, в целях  выявления ошибок или случаев  недобросовестного заполнения анкет  в их структуру рекомендуется  включать проверочные вопросы. Если анкета заполнена с ошибками или  в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в  заблуждение, то такую анкету следует  изымать из дальнейшего анализа.

Искажение информации может  возникнуть и вследствие ошибок, заложенных в анкету при ее проектировании. Одна из таких ошибок- включение в анкету наводящих вопросов, в которых содержится срытая подсказка.

Суть другой ошибки , кроется в том, что респондент не может дать однозначный ответ. Иногда альтернативные варианты ответов предлагаются в такой форме, что из их не всегда возможно выбрать один.

Ошибка в анкете может  быть обусловлена и тем, что в  шкалу с ограниченным числом альтернатив не включили варианты, характерные для генеральной совокупности. Иногда в вопросы закрадываются так называемые скрытые допущения. Суть скрытого допущения заключается в том, что разные люди по разному воспримут вопрос и могут дать противоположные ответы.

Ошибочны и так называемые двухканальные вопросы, т.е. вопросы, затрагивающие две темы.

Еще один тип ошибок связан со стремлением исследователей переложить на плечи респондентов обобщение  некоторых данных.

Содержание и  структура заключительной части  анкеты

В заключительной(реквизитной) части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. В самом конце анкеты следует указать дату, время и место проведения анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность  вопросов

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты наиболее простых вопросов, которые постепенно усложняются. Это позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Работа с такими вопросами- кульминационный момент в анкете. После него, учитывая возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, внимания, воображения и т.п.

Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и логически сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха, проявляется в том, что предшествующий вопрос (вопросы) направляют ход мыслей респондента в определенное русло, создают некоторую мини- систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Общие и частные  вопросы. Взаимовлияние общих и частных вопросов специально исследовалось в эксперименте С.Г.  Макфарланда. Оказалось, что общие вопросы- самооценки об интересе к политике и религии, поставленные до и после частных вопросов о политическом и религиозном поведении респондентов, набрали неравное количество «голосов». Во втором случае респонденты заявляли о своем интересе гораздо чаще. Это дает основание предположить, что общие и частные вопросы влияют друг на друга неоднозначно. Распределение ответов на общие вопросы зависит от предшествующей постановки частного вопроса на ту же тему сильнее, чем наоборот. Кроме того эта зависимость обусловлена также и содержанием обсуждаемого явления.

Применение вопросов- фильтров. Назначение фильтров состоит в том, чтобы оказывать влияние на ответы последующих вопросов. Такие вопросы представляют собой не чисто механическую преграду для определенных групп респондентов. Они выполняют свои функции более или менее успешно в зависимости от того, как респонденты их осмысливают. Использование фильтров приводит к пропускам ответов. Вызываются эти пропуски не только сознательным переходом части респондентов к вопросам на которые они могут ответить, минуя не относящиеся к ним, но и другими факторами. Выяснилось, что использование серии фильтрующих вопросов  хотя и является очень удобным для социолога способов расположения вопросов, но очень усложняет восприятие анкеты респондентом.

Расположение  вопросов в табличной форме. Вопросы- таблицы представляют собой трудные вопросы. Когда они повторяются, возникают дополнительные трудности, связанные с утомлением респондента, рассеиванием внимания, возникает эффект излучения. Однообразие заполнения таблиц ведет к тому, что повышается опасность получить механические заполнения, бездумные ответы.

Проблема монотонности. С эффектом излучения связанно влияние единообразных вопросов на ответы респондентов. Как в случае с таблицами, так и во многих других, особенно когда респондентам предлагается несколько вопросов, сформулированных по одной и той же синтаксической схеме, анкета оказывается монотонной. Это приводит к увеличению доли непродуманных ответов или их пропуску. Для избегания монотонности рекомендуются следующие приемы: «разбавлять»  таблицы и вопросы, заданные в одинаковой синтаксической форме, другими вопросами; варьировать категории для ответа(попросить респондента выразить согласие или несогласие, оценить, решить верно или неверно утверждение, сформулировать вопрос самостоятельно и т.д.); шире использовать разнообразные функционально- психологические вопросы, «гасящие» взаимовлияние ответов; разнообразить оформление ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функционально-психологические  вопросы

Функционально- психологические вопросы служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений общения между исследователем и респондентом. Они содержат разнообразную информацию: пояснения и оправдания высказываний социолога, обращенные к респондентам, некоторые комментарии воспринимаются как признаки более симметричного общения, более равноправного обмена информацией.

К функционально- психологическим вопросам относятся контактные и буферные вопросы.

Контактные вопросы. Первый вопрос в анкете оказывается контактным, т.е. его цель- установление контакта с респондентом. Первый вопрос и ответ на него чрезвычайно важны для дальнейшего общения. Интерес респондента может быть вызван не только самим содержанием общения- исследованием в целом, но и его поводом- содержанием первого вопроса. Впоследствии, при установлении дальнейшего контакта, предмет первоначального обсуждения может меняться, но тон контактного взаимодействия сохраняется.

Буферные вопросы. Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль «мостиков» при переходе с одной темы на другую. Буферные вопросы предназначены для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление анкеты

Типографское  оформление. Нередко анкеты тиражируются с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это исследователь должен проявить особую заботу о её оформлении. Конечно же обложка, выполненная типографским способом, скорее создаст впечатление о респектабельности организации и о серьезности самого исследования, чем анкета, отпечатанная на машинке.

Размер анкеты. Для массовых вопросов используются анкеты самой различной длины (от 3 до 100 вопросов). Вместе с тем, большие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность и лаконичность в ответах. Короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей. В практике чисто интуитивно выработаны нормы, связанные со временем заполнения анкеты. 20- 30 минут, это срок, позволяющий одновременно респонденту высказаться и не устать. Кроме того если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондента на сутки, или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать его длиннее чем для аудиторного или индивидуального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Анкетирование