Антропология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Антропология – это совокупность наук, предметом изучения которых являются человек и человеческое общество. Его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология. В России антропология как научная специальность понимается как наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов, изучающая биологию человека, этнографию, физическую организацию человека и ее изменчивость во времени и пространстве.

Содержание работы

Введение

1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке

2. Методы антропологии


3. История антропологии

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Антропология человека.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Антропология

 

Тема: Антропология человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

Содержание

 

Введение

 

1. Предмет и место антропологии  в системе наук о человеке

 

2. Методы антропологии

 

 

3. История антропологии

 

Заключение

 

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антрополо́гия  (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») 

Антропология – это совокупность наук, предметом изучения которых являются человек и человеческое общество.  Его происхождения, развития,  существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология. В России антропология как научная специальность понимается как наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов, изучающая биологию человека, этнографию, физическую организацию человека и ее изменчивость во времени и пространстве.

 

Предмет и место  антропологии в системе наук о  человеке 

Традиционно выделяют несколько  в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.

 
Физическая антропология изучает человека как одного из биологических видов, расы людей, а также предшественников человека, ископаемых и современных человекообразных приматов. Для физической антропологии важны вопросы генетики человека (наследственные особенности), вопросы морфологии и взаимодействие человека с культурной и природной средой.

 
Выделяют культурную и социальную антропологию, которые изучают человеческие общества в сравнении.

 
Философская антропология представляет собой совокупность религиозно-философских учений о смысле жизни, сущности человека (философия).

 
Слово «антропология» впервые было использовано Аристотелем. Древний  мудрец обозначил им область знания, объектом изучения которого является духовная сторона человеческой природы. Данный термин просуществовал в этом значении более 1000 лет. 
 
Биологическая антропология включает исследование человеческой эволюции, человеческой развивающейся биологии, генетика человечества, наших ближайших биологических родственников, палеонтологию людей и др.  
 
Культурная антропология часто основана в этнографии, этот тип записи использовался в антропологии, чтобы представлять данные о конкретных людях или народе.  
 
Этнология включает систематическое сравнение других культур.

Культурная антропология также изучает: экономическую и политическую организацию, юридическое разрешение противоречий, потребление и обмен, материальную культуру, технологию, инфраструктуру, отношения рода, религию, мифы, символы, виды спорта, музыку, питание, развлечение, игры, пища, фестивали, и язык, которые также являются объектами анализа в лингвистике. 

 

Археология является исследованием человеческой материальной культуры, включая как артефакты (более старые части человеческой культуры). Археологи работают тесно с биологическими антропологами, историками искусства, лабораторий физики (для датирования) и музеями.  
 
Археологи подразделяют время на культурные периоды основанные в продолжительных артефактах: например палеолит, бронзовый век. Археологи также исследуют питание, символизацию, искусство, системы записи, и другие физические остатки человеческой культурной деятельности. 
 
Лингвистика является исследованием языка. Лингвистическая антропология (также названная антропологическая лингвистика) пытается понимать процессы человеческой связи, словесного и не-словесного, изменения в языке через время и пространство, общественное использование языка, и отношение между языком и культурой. 
 
Цель антропологии - это обеспечение целостного изучения людей и человеческой природы. 

 
Мы живем в мире, где существует множество самых разных групп, различающихся  по религиозному, расовому, культурному  и этническому признаку. Туземцы  Амазонки и жители Нью-Йорка –  это совсем разные люди. 

 

Нам постоянно приходится общаться с людьми из разных социальных миров, групп, слоев. Христиане, мусульмане, буддисты, папуасы, китайцы, русские, англичане… - это совершенно разные социальные группы.

 
Но мир динамичен, одни люди взаимодействуют  с другими людьми, один народ, взаимодействует  с другим народом. Чтобы гармонично взаимодействовать друг с другом, чтобы успешно решать общие вопросы и главное – чтобы понимать друг друга и существует антропология.

 

 

Методы антропологии  
Антропология отличается своими главными методами (основанными на долгосрочном включенном наблюдении и лингвистической компетентности), микроисследованиями, и расширением за пределы строго социальных явлений в сторону культуры, искусства, индивидуальности и познания.  
Методы антропологии - антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др.

История антропологии  
Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно - в конце XVIII - в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610-546 гг. до н. э), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия - беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков - животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470-380 гг. до н. э) и у Эмпедокла (490-430 гг. до н. э). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500-428 гг. до н. э), Сократ (469-399 гг. до н. э) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436 - 338 гг. до н. э.).  
Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география).  
Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484-406 гг. до н. э). До наших дней его сочинения - один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, - будины - “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении некоторых антропологических типов до эпохи “переселения народов”. 

Изучение человека достигает  в античное время своей вершины  у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В своих  трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает  основы изучения животных. Он разрабатывает  классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный  метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит  идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристотеля были далеки от идей эволюции, однако его принцип  ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного учения.  
Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99-55 или 95-51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый - Клавдий Гален (131-200 гг.) н. э) - завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.  
Эпоха средних веков в Европе - период застоя во всех областях знаний. - В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов.  
Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.  
На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514-1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзотических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучительное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522-1605), сделавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати.  
Огромное значение для развития знаний о расах имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254-1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран.  
Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Так, спутник Магеллана Пигафетта (1598) писал, что на африканских берегах “водится множество обезьян, которые подражаниями человеческим движениям доставляют великое удовольствие знатным особам”. Знания об африканских антропоморфных обезьянах в XVII в. накапливались благодаря путешественникам (например, англичанин Пуркас - 1625) и анатомам (голландец Тульпиус-1641, англичанин Тайсон-1699). Возможно, что описанный Пуркасом “понго” - это горилла, а “энджеко” - шимпанзе. Объектами исследований Тульпиуса и Тайсона были шимпанзе.  
Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия.60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. - антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах. 
В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких кругов общества к расовым различиям у человека характерно для эпохи империализма - эпохи окончательного территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Колониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противоречия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в франко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский вопрос - все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека.

 

Заключение  
Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.  
Традиционно выделяют физическую антропологию, основной предмет которой составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники — современные и ископаемые человекообразные приматы, а также социальную и культурную антропологию, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ (нередко выделяют также политическую и экономическую антропологию, но обычно их рассматривают как специализированные разделы социальной и культурной антропологии). Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь религиозно-философских учений о природе человека. 
Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология).  
 

Список использованной литературы 

 
1.  Я. Я Рогинский. –  Антропология. Краткий курс

 

2.  Большая советская энциклопедия

 

3.  Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова – Введение в культурологию. Курс лекций

 

4.  Белик А.А. В 43 – Культурология. Антропологические теории культур

 

5.  Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. – Антропология: Учебник

 

6.  Воронкова Л.П. – Культурная антропология как наука: Учебное пособие

 

 

 




Информация о работе Антропология человека