Арт- терапия как метод психосоциальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и сущность арт- терапии……………………………………………...4
2. Цели, виды и формы арт- терапии…………………………………………….7
3. Арт- терапевтический процесс……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Библиографический список….................

Файлы: 1 файл

психосоц.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

Этап формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента. Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит также от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отношения клиента к психотерапии и его личности специалист может гибко менять используемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.

Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального резонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Многие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и позиций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средством поддержки его хрупкого «Я». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.

Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапевтического процесса заключаются в следующем:

  • в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что 
    достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотерапевта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-те-рапевтической работы;
  • в структурировании и организации поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;
  • в фасилитации эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
  • в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обмене с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.

Помимо решения всех этих задач, в значительной мере связанных с особыми условиями арт-терапевтической работы, на данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использующих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические гипотезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механизмы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодействуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез и в случае необходимости их скорректировать или вовсе от них отказаться.

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента. Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию более сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического содержания и связи со своим опытом и системой отношений.

Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к психотерапевту и структурирование его деятельности и поведения в рамках определенных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную свободу самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отношений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной деятельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях.

на третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:

  • исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплескиванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов;
  • развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений;
  • получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;
  • в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;
  • в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта;
  • в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений;
  • в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых.

Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.

Завершающий этап (терминация). Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки результатов психотерапии.

Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и определяться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особенности если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынужденная терминация может быть связана с различными факторами, такими как переход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтических отношений.

Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чувства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтического процесса являются:

  1. создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
  2. продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
  3. фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
  4. привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.

Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много общего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы.

 

Заключение

 

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справится с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. Терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.

 

Библиографический список

 

1.Кисилева, М.В. Арт- терапия в практической психологии и социальной работе: учеб. пособие [текст] / М.В. Кисилева.- СПб.: Речь, 2012.- 336 с.

2. Копытин, А.И. Теория и  практика арт- терапии: учеб. пособие [текст] / А.И. Копытин .- СПб.: Питер, 2012.- 368 с.

3. Лебедева, Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий: учеб. пособие [текст] / Л.Д. Лебедева.- СПб.: Речь, 2013.- 256 с.

4. Сусанина, И.В. Введение в арт- терапию:  учеб. пособие [текст] / И.В. Сусанина.- М.: Коги-то-Центр, 2011.- 95 с.

5. Юсупов, О.Г. Основы арт- терапевтической теории и практики: метод. письмо [текст] / О.Г. Юсупов.- Павлодар.: НПЦ.- 2013.- 42 с.


Информация о работе Арт- терапия как метод психосоциальной работы