Арттерапия для беременных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - возможности арттерапии как средства обучения, обеспечивающее воспитательное, психо-эмоциональное и лечебное воздействие во время беременности.
Цель исследования – изучение и применение арттерапии для беременных.
Задачи исследования:
Изучить необходимость применения арттерапии в отношении беременных.
Раскрыть сущность ключевых понятий работы, таких как «арттерапия», «музыкальная терапия», и др.
Выявить условия формирования и технологию использования арттерапии для беременных.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.16 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность  исследования. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе, ставят новые задачи в области образования и воспитания, в том числе воспитания средствами искусства. В системе образования искусство традиционно рассматривается как важнейшее средство эстетического развития и формирования. В фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики нарушений и сохранения здоровья, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды.

Немало ученых подтверждает тот фактор, что развитие и обучение можно начинать еще во внутриутробный период. Именно тогда закладываются  не только эстетические, но и другие основы характера и здоровья человека. Картина современного мира, в котором приходится развиваться и формироваться подрастающему поколению, включает в себя: обострение социальных процессов, приводящих к повышению психологического напряжения в обществе, последствия научно-технического прогресса, проявляющиеся в экологических проблемах, в частности, загрязнении окружающей среды, техногенных катастрофах, возрастании информационных потоков и многом другом. Все это оказывает существенное влияние на развитие и формирование человека, находя выражение в снижениях показателей физического и психического здоровья детей, приводя к особенностям возрастного развития, как распространенным, типичным для детей определенной возрастной категории, так и сугубо индивидуальным, в том числе, с учетом особенностей влияния наследственных факторов и воспитания.

Назрела необходимость усовершенствования и организации воспитания в целях сохранения психологического и физического здоровья детей. Таким образом, как показывает анализ литературы, такому важному аспекту этой проблемы, как разработка технологии использования арттерапии, не только в общеобразовательных школах, детсадах, яслях, и даже в грудном возрасте, но и до рождения ребенка, уделялось недостаточно внимания. Использование арттерапии для беременных улучшит состояние не только плода, но и матери. Ведь ее психологическое и физическое состояние сказывается на ребенке. Социальная значимость, актуальность данной проблемы определили выбор темы исследования («Арттерапия для беременных»), раскрывающей возможности изучения и применения арттерапии в дородовой период.

Объект исследования - процесс использования арттерапии для беременных.

Предмет исследования - возможности арттерапии как средства обучения, обеспечивающее  воспитательное, психо-эмоциональное и лечебное воздействие во время беременности.

Цель исследования – изучение и применение арттерапии для беременных.

Задачи исследования:

  1. Изучить необходимость применения арттерапии в отношении беременных.
  2. Раскрыть сущность ключевых понятий работы, таких как «арттерапия», «музыкальная терапия», и др.
  3. Выявить условия формирования и технологию использования арттерапии для беременных.

         Методологические основы исследования:

  • исследования в области арттерапии и музыкальной терапии (Киселева М.В., Лебедева Л.Д., Выготский Л.С., Петрушин В.И., Шушарджан С.В.)
  • исследования в области арттерапии для беременных (Уильям Залленбах., Мишель Оден и др.)

Методы исследования: 

Теоретический анализ информационного материала научной литературы по исследуемой проблеме.

Практическая  значимость:

  • улучшение психо-эмоционального и физического состояния беременной;
  • повышение эффективности воспитания подрастающего поколения;
  • активизация творческого потенциала детей;
  • развитие и формирование арттерапевтической культуры ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ АРТТЕРАПИИ

 

    1. Сущность и виды арттерапии

 

Первым термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арттерапия – это форма психотерапии, специализирующаяся на искусстве. Она возникла в контексте психоаналитических идей Фрейда и Юнга: ведь свобода самовыражения и использование воображения позволяют столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное человека [18].

Арттерапия может быть как основным методом терапии, так и вспомогательным. В любом случае у нее существует два механизма воздействия. Во-первых, искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктирирование самим человеком. Творчество – это одно из средств преодоления страха, возникшего в связи с внутренним конфликтом. Во-вторых, арттерапия, будучи полноценным творческим актом, приносит автору удовольствие. Человек выражает свои переживания более спонтанно и произвольно, не заботясь о художественных достоинствах своих работ. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые раскрываются в процессе работы.

По мнению Киселевой М.В., арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность [7].

Киселева М.В. выделяет следующие  виды арттерапии:

Музыкальная терапия:

  • слушание музыки;
  • восприятие музыки;
  • музицирование;
  • вокальная терапия;
  • дыхательная терапия,
  • музыкально-творческая деятельность;
  • формулы музыкального самовнушения

Фольклорная терапия:

  • художественно-творческая деятельность;
  • коллективное творчество;
  • импровизация

Сказкотерапия:

  • музыкальные образы сказочных героев;
  • сказочные темы и сюжеты в музыке

Танцевально-двигательная терапия:

  • движения под музыку;
  • пластическая импровизация;
  • танцы

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством:

  • цвет, его влияние на самочувствие;
  • разноцветные физкультминутки;
  • произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия)

Драматерапия:

  • инсценирование песен;
  • постановка музыкальных спектаклей

Выготский Лев Семенович до второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции, внутреннего очищения, сильного эмоционального потрясения, вызванного не реальными событиями жизни, но их символическим отображением [4; 15].

Таким образом, арттерапия позволяет:

- «Выпустить пар» - то  есть, дать социально приемлемый  выход агрессивности и другим  негативным чувствам.

- Облегчить процесс терапии.  Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение лучше ускользает от цензуры сознания.

- Проработать мысли и  чувства, которые человек привык  подавлять. Иногда невербальные  средства являются единственно  возможными для выражения сильных  переживаний.

- Сконцентрировать внимание  на ощущениях и чувствах. Арттерапия дает хорошую возможность для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями.

 

    1. Музыкальная терапия

 

Мир музыки – совершенно необычайный и волнительный. В  последнее время интерес к  музыке объясняют и ее благотворным влиянием на организм и лечебным эффектом. Развитие науки позволило ученым исследовать физиологические реакции, возникающие в организме в  ответ на музыку, дать научное обоснование  музыке, как средству против стрессов и усталости, повышающему жизненный  тонус, работоспособность и иммунитет  человека.

О лечебных свойствах музыки было известно давно. В VI в. до н.э. великий древнегреческий мыслитель Пифагор применял музыку в лечебных целях. Он проповедовал, что здоровая душа требует здорового тела, а то и другое – постоянного музыкального воздействия, сосредоточения в себе и восхождения к высшим областям бытия. Ещё более 1000 лет назад Авиценна в качестве лечения рекомендовал диету, труд, смех и музыку.

Древнегреческий врач Гален  тоже рассматривал музыку как лекарство, а Кассиодор, писатель и приближённый короля остготов, утверждал, что музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти [10].

Жорж Санд писала композитору  Джакомо Мейерберу о том, что музыка лечит её от депрессии лучше, чем доктор. Наши соотечественники врачи-психиатры С.С.Корсаков и В.М.Бехтерёв отмечали благотворное влияние музыки на больных с неврозами и некоторыми психическими заболеваниями [8].

Исследуя влияние музыки на людей с больной психикой, профессор  М.П.Кутанин отмечал, что после концерта (проведённого в стенах больницы) поведение больных заметно менялось в лучшую сторону. «Это были как бы новые люди – настолько сильным было воздействие на них музыки»,- писал он [11].

Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Напротив же, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее.

Ведущий российский музыкотерапевт Шушарджан С.В. считает, что термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой» [16].

 Существует много определений  понятия «музыкальной терапии». Значительная часть ученых (Ворожцова О.А., Петрушин В.И. и др.) считают ее вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы (Евдокимова Ю., Завьялов В. Ю., Шошина Ж. и др.) определяют музыкальную терапию как:

  • системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства [1;2];
  • средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма [5];
  • средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы [6;14];
  • одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь [12;15;17].

По мнению Медушевского В.В., музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [11].

Средства арттерапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно научить человека чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.

Современная музыкальная  терапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно, разные биохимические процессы. Кроме тональности, на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. По мнению В.И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения [13]. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозировано «тренировать» эмоциональный мир человека. Поэтому музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования.

Таким образом, слушание музыки, её восприятие, музицирование, музыкально-творческая деятельность– составляющие музыкальной терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

 

2.1.Арттерапия  для беременных

 

Беременность – уникальный, неповторимый (ведь именно такой беременности уже не будет), а также прекрасный период жизни женщины. Но быстрый  темп нашей жизни часто захватывает  в водоворот событий, не давая  возможности остановиться и насладиться  настоящим моментом. Более того, ощущая груз ответственности за свой новый статус, за своего ребенка, часто  накапливается напряжение, которое  может сказываться и на физическом самочувствии женщины.

Исследования врачей и  психологов (таких как Энтони Джеймс Ди Каспер, Жан Пьер Леканю, Берни Дэвлина и многих др.) показали, что ребенок уже внутри утробы чувствует, буквально "считывает" все переживания, эмоции и мысли матери. Поэтому, если будущая мама большую часть времени пребывает в позитивном эмоциональном состоянии, можно быть спокойным за настроение ребенка [4].

Многие психологи (М.Л. Лазарев, Джанет ДиПетро, Уильям Файлер и др.) говорят, что во время беременности у женщины обостряется интуиция, происходит переосмысление переживаний и чувств, открываются новые таланты. В такой ситуации быстрее понять себя и решить многие проблемы поможет арттерапия для беременных [19].

Для того чтобы заняться арттерапией, совсем не обязательно быть художником, главное, как говориться, желание. Занятия можно проводить как самостоятельно, так и с опытным специалистом, записавшись на соответствующие курсы.

Психолог-эволюционист Хайделайз Альс определяет арттерапию для беременных как невербальный способ выплеснуть неуемную энергию, которая бушует без полезного вектора и может стать разрушительной. Арттерапией может быть рисование, занятия с перкуссией, танцы или музицирование [20].

Арттерапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Методика арттерапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно. Однако, есть и другое мнение специалистов, использующих арттерапию в своей работе, они считают, что искусство обладает целительным действием само по себе. Во-первых, это созерцание предметов искусства и прослушивание музыки, а во-вторых, это сам процесс их создания, творческая деятельность: рисование, лепка, пение, сочинение музыки, и т.д.

Во время беременности психика женщины претерпевает значительные изменения. Будущая мама начинает на какие-то события реагировать более  эмоционально и чутко. У нее обостряется  чувство прекрасного и она особенно тонко начинает чувствовать свою связь с природой. Все существо беременной сосредотачивается на мыслях о будущем малыше, (в медицине этот феномен называется «доминанта беременности»), такое состояние обеспечивается действием огромного количества гормонов, которые «помогают выбирать» оптимальные условия для развития ребенка. Однако зачастую, ежедневные бытовые заботы и суматоха окружающего мира блокируют сигналы организма будущей мамы, и сознание упрямо отметает послания глубинных, самых мудрых структур психики. Здесь-то как раз на помощь и приходит арттерапия, которая помогает воссоединиться со своим внутренним пространством, погрузиться в свои внутренние ощущения и отдаться стихии материнства.  
Рисование, лепка, составление коллажей помогает визуализировать свои ощущения, а значит сделать их частью реальности будущей мамы. При этом могут выплывать наружу возможные негативные нюансы, которые, обретая форму и цвет, становятся доступными для сознательной их проработки самой мамочкой, а ведущий арттерапевтического занятия поможет найти ресурсные аспекты для этого. Распевание колыбельных помогает погрузиться в грядущее материнство, настроиться на проникновенное интуитивное общение с ребенком, раскрыть недра свой души навстречу ему, опять же материализовать и закрепить свой теперешний и будущий статус Мамы. Кроме того, беременная женщина имеет колоссальный творческий потенциал, который непременно реализуется, если будет иметь свою точку приложения, а точнее пространство материнской любви. Когда мама поет, вибрации ее голоса проникают в околоплодное пространство, резонируя в водах, таким образом, даже на совсем небольшом сроке малыш в буквальном смысле может купаться в волнах материнской любви. Исполненная с чувством колыбельная наполняет лучезарной любовью саму маму и обогащает ее внутренний мир, любовь, такая необходимая и реальная, обретает одну из форм своего материального воплощения и передается растущему внутри мамы ребеночку. Приготовление приданого для будущего малыша и изготовление игрушек для него, являются опять же материализацией любви матери. Ведь эти вещи обретают свое законное место в жилище, им отводится определенное пространство, а значит для малыша, который должен появиться на свет уже имеется место в этом мире. Мир ожидает появления конкретного ребеночка, мир добр и наполнен любовью мамы, которую она вложила в реальные вещи, сделанные своими руками, специально для него.

В заключении отметим, что  арттерапия в период беременности способна:

  1. Гармонизировать душевные переживания и эмоциональное состояние;
  2. Сосредоточиться на уникальном состоянии беременности;
  3. Раскрыть творческий потенциал будущей мамы;
  4. Настроиться на интуитивное и проникновенное общение с будущим ребеночком;
  5. Материализовать и развить материнские чувства;
  6. Определить, обозначить и нейтрализовать возможное эмоциональное напряжение мамы;
  7. Помочь создать пространство для ребенка в реальном мире, наполненное светом любви;
  8. Помочь снять страх родов и закрепить представление об их позитивном варианте.

 

2.2.Музыкальная  терапия для беременных

 

Будущей маме просто необходима музыка. Расслабиться или ободриться, избавиться от депрессии и некоторых  болезней помогут беременной женщине  мелодии и звуки. А малышу они  помогут почувствовать любовь, нежность, поддержку и знания о том, что  внешний мир ему не враждебен.

Сравнительно недавно исследователями (Уильяма Залленбаха, Джули Менелла и др.) было обнаружено, что человеческий организм воспринимает музыку уже в эмбрионе. В Японии были выпущены пластинки с записями естественных шумов организма беременной женщины: шум протекающей по артериям крови, ритмичные удары сердца и т.д. Когда новорожденный начинал плакать, достаточно было включить пластинку, как он успокаивался и засыпал [4].

Звуки сердечных сокращений матери успокаивают ребенка и  убаюкивают его. Будущая мама вставляла пластинки в проигрыватель, укрепленный на поясе вокруг живота, и проигрывала малышу несколько ритмов сердцебиения. При музыкальном стимулировании в мозге увеличивалось количество гормонов, способствующих росту нейронов. Такие малыши, прошедшие музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями, социальной ориентированностью и опережением физического и речевого развития.

Некоторые исследователи (такие как Коваленко, Добряков, Грехем, Оден и др.) утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны, ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия [21]. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель, а сочинения Моцарта и Гайдна относят к эпохе классицизма. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.

Существует специально разработанная  система музыкального воздействия  на малыша и будущую маму, куда включена и музыкальная терапия. Она одобрена Минздравом России в 1995 году и успешно  применяется.

Во многих странах Западной Европы и США стали организовываться и обрели большую популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии, Швейцарии, Германии. К настоящему времени музыкальная терапия получила распространение во всем мире, где она уже с середины ХХ ст. развивается как отдельная индустрия.

Педиатр из Университета Аляски Уильям Залленбах отмечает, что в последний триместр беременности плод способен танцевать-ритмично двигать руками и туловищем, вращаться в такт музыке, у него увеличивается частота сокращений сердца и количество движений.

Группа профессора Дэвида Джеймса из королевского медицинского центра при Ноттингемском университете продемонстрировала, что при проигрывании песен Глена Миллера у плода в последний триместр беременности увеличивалась частота сокращений сердца и количество движений. Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета и больницы города Кингстон при проигрывании колыбельной Иоганнеса Брамса [21].

Еще несколько десятилетий  назад знаменитый французский акушер Мишель Оден в своей клинике организовывал хоры акапелла (без сопровождения) из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. И в результате этого на свет появлялись более спокойные и крепкие малыши. Музыкальные терапевты особенно указывают на пользу пения, так как орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные частоты этих звуков [21].

Теперь будущим мамам  надо подумать о песенном репертуаре, в котором обязательно должны быть колыбельные песни. Колыбельные  несут и самой маме покой, хорошее  настроение, необычные первые материнские  чувства, гармонизируют все окружение  жизни женщины и ребенка. Не забудьте перед сном спеть ребенку колыбельную  песню, поговорить с ним, а если ему  споет что-нибудь и папа, пользы для  малыша будет во стократ больше.

В Харьковской филармонии проводится ряд концертов под  названием «Эффект Моцарта», который основывается на благотворном воздействии прослушивания классической музыки беременными женщинами. Музыканты уже провели девять концертов, на которых исполняли произведения Моцарта, Шопена, Вивальди и Гайдна. Совсем недавно филармония защитила авторское право давать концерты специально для беременных.

Программу каждого концерта музыканты составляли совместно  с медиками, причем специалисты рекомендовали  исключить из программы произведения немецкого композитора Баха, поскольку  были отмечены негативные реакции младенцев  в утробе на симфонии Баха [20].

Так как разная музыка по-разному  влияет на организм человека, то в лечебных целях понадобится музыка для  глубокого расслабления. Кроме этого, специалисту – музыкальному терапевту  – важно знать о Ваших особенностях психики и нервной системы, музыкальных  предпочтениях и способностях к  расслаблению. Глубокое расслабление – это время, специально отведенное для этого, удобная позиция, специально подобранная музыка и, конечно, правильный настрой. Во время родов владение своим телом может оказать  женщине неоценимую роль. Полноценный  отдых между схватками и умение снимать мышечное и психологическое  напряжение во время них позволит сохранить силы для потуг и  провести этот период с максимальной пользой для малыша. Если мама раньше занималась психоаутотренингом, арттерапией, музыкальной терапией и т.д., то время родов мышцам ее тела будет привычно слушаться команд, они отчасти автоматически будут реагировать на боль в трудно переживаемых ситуациях. Важно знать, что музыка используется не только для расслабления, но и для активного слушания. Малыш слушает специально подобранную музыку с различными солирующими инструментами разного настроения, темпа и тембра.

Тем самым эти полезные уроки будут способствовать развитию у ребенка памяти, эмоциональной  отзывчивости и физической крепости. А главное, вы дадите себе и ребенку радость и взаимного общения и любви, на чем и основывается пренатальное воспитание.

 

ЧАСТЬ 2. Практические исследования в области арттерапии для беременных

 

Арттерапия имеет   много преимуществ, благодаря своей невербальной природе. Для нее не нужны специальные навыки. С помощью универсальных арттерапевтических методов можно избавиться от лишних переживаний, расслабиться, и насладиться периодом беременности. Не секрет, что становление ребенка начинается задолго до его рождения. Поэтому занятия арттерапией способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию малыша.

Нами были проведены исследования беременной (21-22 неделя беременности) на основе использования арттерапевтических методов.

Первым экспериментом  было рисование под звуки музыки, используя технику релаксации. Сначала  испытуемой нужно было расслабиться, прислушаться к себе, заглянуть «внутрь  себя», уделить внимание своему эмоциональному состоянию, а затем, используя цвет, формы, линии, символы изобразить свой внутренний мир. В качестве музыкального сопровождения мы выбрали композиции японского музыканта-мультиинструменталиста Kitaro («Planet», «From Astral» и др.). Эта музыка помогала расслабиться, как бы погружаясь в состояние медитации. По окончании занятия у беременной наблюдался заряд бодрости, прилив сил и оптимизма.

Вторым экспериментом  явилось прослушивание звуков природы  в записи. Беременной предложили лечь и расслабиться (см. приложение 1). После чего испытуемая  на средней громкости в наушниках прослушала три композиции продолжительностью 7, 15, 39 минут. Звуки леса, озера, осени, ветра, птиц, дельфинов (см. приложение 4) помогли окунуться в мир природы и перенестись в эту атмосферу. Затем будущая мама приложила наушники к животу и дала прослушать композиции малышу, который через несколько минут начинал толкаться в разных местах. В результате у беременной улучшалось настроение, общее состояние. Это занятие  помогло погрузиться в мир природы, уйти от проблем реальности, снять эмоциональную напряженность и получить радость от общения с будущим ребенком.

Ни для кого не секрет, что у беременных есть свои страхи. Будущие мамы склонны к мнительности, у них появляются необоснованные тревоги. Мы предложили нашей испытуемой нарисовать свои страхи.  Попросили сосредоточиться на переживании, почувствовать, где в теле живет беспокойство, найдите именно тот цвет и ту форму, которые наиболее подходят для этого состояния. Затем перенести все на белый лист бумаги. Постепенно заполняя пустое пространство, беременная заметно начала успокаиваться, затем внимательно исследовала готовый рисунок и видоизменила его, чтобы он утратил пугающие очертания. После такого сеанса будущая мама ощутила прилив сил, оптимизма и заряд отличного настроения. И это означает, что все проблемы преодолимы (см. приложение 5).

Следующим экспериментом  явилась техника изготовления куклы  из ниток. Беременная наматывала некоторое  количество шерстяной пряжи на картон, затем, обрезав в одном месте  нить, разделяла голову, руки и ноги, закрепляя нитью. Завершающим этапом был контакт с малышом. Самый удивительный и неповторимый момент: будущая мама  клала свою куклу на живот, и ребенок отвечал движением, именно в куклу. Никогда пластмассовая игрушка не заменит куклу, которую мама создала своими руками. Она наполнена искренними эмоциями, теплом рук и символичным содержанием – уникальным, персональным и с любовью.

В результате такой арттерапевтической работы у испытуемой появился новый опыт взаимодействия с малышом. После таких занятий, беременная, наполненная удовольствием, спокойствием и доверием к себе, еще долгое время находилась в ресурсном гармоничном состоянии.

В заключении можно сказать, что эксперименты на основе использования  арттерапевтических методов помогли беременной принять новый образ своего меняющегося тела, наладить контакт с ребенком в настоящий момент, получить психологический настрой на благополучные роды, обрести способность безусловного принятия будущего ребенка, овладеть приемами релаксации, освоить способы самоподдержки, улучшить внутрисемейные отношения, снизить уровень тревожности (страхов), сделать более осознанной новую социальную и психологическую роль родителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арттерапия – собирательный термин для обозначения совокупности видов терапии искусством. Наряду с тем, что она позволяет каждому самовыразиться через творчество, она выступает и как средство эмоционального воспитания и образования.

Арттерапия становится эффективным методом лечения неврозов, которые сегодня всё больше поражают общество. Растут нервно-психологические нагрузки и перегрузки. Поэтому сегодня человек должен владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Именно неумение жить в современном, сложно организованном обществе приводит сегодня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения. Нужно всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является арттерапия.

Занимаясь арттерапией во время беременности, можно:

    • научиться получать удовольствие от уникального состояния беременности;
    • принять и полюбить себя в этом состоянии и в новой роли мамы;
    • лучше понять собственные переживания и эмоции;
    • снизить уровень тревоги;
    • избавиться от страха родов и закрепить представление об их позитивном варианте;
    • настроиться на интуитивное, эмоциональное общение с ребенком;
    • получить удовольствие от творчества и самореализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. — Новосибирск, 2002.- 132с.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985. - 182с.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога., 1998 г./Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
  4. Джанет Л. Хопсон «Современная психология». – 1998 г. (перевод Кампс Т.) (Текст взят с сайта: www.u-mama.ru)
  5. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? // Музыкальная Академия. — 1993. — № 1. — С. 178-183.
  6. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков. – Киев: ,1990. – 227 с.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  8. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – СПб: ТЦ Сфера, 2002. – 156 с.
  9. Кондаков И.М. Психологический словарь. М., 2000 г.
  10. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии. – СПб., 2003. – 277 с.
  11. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.
  12. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М., 1999. – 165 с.
  13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
  14. Побережная Г. Музыка в детской душе. — Киев, 2007. – 163 с.
  15. Шошина Ж. О музыкальной терапии //Психология процессов

художественного творчества. — М.: Наука, 1984. — С.215-219

  1. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998 (Текст взят с сайта: http://autist.narod.ru/musikter.htm)
  2. Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006 (Текст взят с сайта: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3839626/)
  3. Арттерапия [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.medportal.gomel.by/art-therapy.html
  4. Курс «Арттерапия для беременных» [Электронный ресурс] Режим доступа http://semya-ua.com/rodi-podgotovka-kiev/art-terapiya-dlya-beremennykh.html
  5. Арттерапия и беременность [Электронный ресурс] Режим доступа http://mama.ua/art-terapiya-dlya-beremennyih-8236/
  6. Музыкальная терапия для будущих мам [Электронный ресурс] Режим доступа www.vokrugsveta.ru/../490/

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Несколько полезных советов для лечения музыкой:

 Расслабьтесь - это поможет  вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.

 Лечение музыкой должно  быть достаточно коротким, чтобы  не вызвать усталости и возможных  защитных реакций. 

 Силу или громкость  музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать  не только для успокаивающей,  но также и для стимулирующей  музыки. Большая громкость утомляет  и потрясает нервную систему. 

 После прослушивания  лечебной музыки отдохните некоторое  время. Это благоприятствует ее  полному, не нарушающему душевное  равновесие, действию на бессознательное.

 Известно, что бессознательное  наиболее активно во время  сна, при этом оно также восприимчиво  и к внешним импульсам. Поэтому  музыкальную терапию можно применять  во время сна. Терапевтическое  использование музыки во время  сна особенно рекомендуется для  детей, в психиатрии и вообще  для людей беспокойных и возбужденных.

 Музыку следует учиться  слушать чтобы облагородиться, очиститься или даже решить какие-то проблемы. Слушая музыкальное произведение, нужно прежде всего знать, что оно собою представляет, является ли оно доброй или злой силой, какую энергию несет. Какова бы ни была пробужденная им сила, надо уметь ее использовать.

 Слушание музыки помогает  развитию особого типа внимания  и памяти, облегчает процесс преодоления  трудностей, обеспечивая творческую  среду для самовыражения. Музыка вызывает воспоминания и ассоциации. Активное слушание музыки в расслабленном и восприимчивом состоянии стимулирует мысли, образы и чувства, которые могут быть далее исследованы и обсуждены с врачом или внутри благосклонного общества. Слушание музыки - хороший способ исследовать и понимать нашу и другие культуры.

 Музыку нужно использовать  как инструмент внутреннего творчества, чтобы вы благодаря ей смогли приступить к огромной духовной работе: зародить возвышенные образы, идеи, которые со временем реализуются. Особенно, когда речь идет о глубокой, мистической, религиозной музыке, которая вас возвышает, поднимает. Музыка - это сила. Музыка может стать чрезвычайно мощным средством, чтобы разбудить, облагородить, преобразовать, усовершенствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнение для  развития восприятия музыки "Музыкальное  тело"

 Это упражнение следует  выполнять, лежа в теплом, относительно  темном и удобном месте, где  вас никто не потревожит. Это  упражнение иногда может вызывать  очень сильные эмоции. Если необходимо, вам следует изменить ход его  выполнения, чтобы удерживать свои  эмоциональные проявления в таких  границах, когда вы можете от  них чему - то научиться. 

 Выберите одно из  любимых вами музыкальных произведений  общей продолжительностью от  пятнадцати до двадцати пяти  минут. Не используйте музыку  с вокалом, чтобы не погружаться  в смысл слов. Лучше всего подходит  текучая, умиротворяющая музыка. Включите звук и потратьте  минуту или две, чтобы просто  расслабиться.

 Теперь воспринимайте  музыку обеими вашими ступнями. Обращайте внимание на все  ощущения, которые будут возникать  в ступнях, и осторожно позвольте  музыке присутствовать в этих  ощущениях. Не пытайтесь это  форсировать: нет никаких особо  специфических ощущений, к которым  вы непременно должны стремиться. Мягко переместите свой ум  в ступни. Чувствуйте все, что  там происходит, и "слушайте" музыку, звучащую у вас в ступнях. 

 Пусть вас не волнуют  интеллектуальные доводы, что на  самом деле вы слышите ушами,  а не ступнями. Это все равно  не так - ведь на самом деле  вы слышите своим умом. Важно  то, что желая слышать музыку  в какой-либо из частей вашего  тела, вы будете переживать процесс  слышания/чувствования в этом месте. Музыка помогает вам сосредоточить внимание на приятных, положительных чувствах в определенной части вашего тела, в которой вы ее слышите. Наслаждайтесь музыкой в ваших ступнях, и тем ощущениями, которые там возникают.

 После того, как пройдет  примерно минута, переместите свое  внимание на икры ног, от  лодыжек до колен. Направьте  внимание на те ощущения, которые возникают там, и воспринимайте музыку в этой части вашего тела. Наслаждайтесь музыкой в ваших икрах и ощущениями в ваших икрах.

 Затем, примерно через  минуту (точное время не имеет  принципиального значения) перенесите  внимание на ваши бедра и  ощущайте и слушайте там. 

 Двигайтесь через все тело с такими же минутными интервалами в следующем порядке: половые органы; таз, при этом обращая особое внимание на область, расположенную на два пальца ниже пупка; живот, грудная клетка и спина (однако не сосредоточивайтесь очень сильно на области сердца), затем плечи, верхняя часть рук, средняя часть рук, ладони, шея, лицо и, наконец, кожа головы.

 Затем на минуту  сосредоточьте внимание на пространстве  внутри головы.

 После этого воспринимайте  музыку своим сердцем. Результатом  этого, вероятно, будут сильные  положительные чувства, в особенности если вы выбрали подходящую музыку. Погрузитесь в эти ощущения и наслаждайтесь ими.

 Наконец, распространите  ощущение и слушание музыки, а  также все положительные чувства,  которые у вас связаны с  сердцем, на все тело. После  того, как пройдет минута или  две, пусть концентрация вашего  внимания ослабеет, просто пребывайте  в расслабленном состоянии до  тех пор, пока музыка не закончится. Когда музыка стихнет, медленно  встаньте.

 Приведенная выше последовательность  частей тела, которыми вы можете  слушать музыку, не является единственно  полезной, так что свободно пробуйте  для себя различные последовательности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Арттерапия для беременных

1. Начните с выбора приятной и спокойной музыки. Она поможет расслабиться и настроиться на нужный лад.

2. Определитесь со способом  выражения: рисование, лепка, графика, роспись.

3. На первом занятии арттерапии специалисты советуют поэкспериментировать с цветом. Для этого перестаньте думать о результате, главное сейчас – получить удовольствие от процесса. И начинайте «творить». Берите любые цвета и накладывайте мазки так, как захотите.

4. Оцените результат. Если вы занимаетесь с арттерапевтом, тогда он расспросит о том, какие эмоции возникали у вас в этот момент, и с помощью наводящих вопросов поможет вам правильно направить самооценку. Вполне вероятно, что вы откроете в себе что-то новое.

Есть и другая оценка, которую можно провести самостоятельно – цветовая интерпретация. Ведь рисунок, точнее цвета, которые в нем использовались, также могут рассказать о многом. Все зависит от того, какой из цветов доминирует.

Черный. Пусть вас не пугает преобладание этого цвета. Это всего лишь изображение страха, который вас беспокоит. Но с помощью арттерапии для беременных от него можно избавиться.

Кранный. Символизирует активность и желание перемен.

Зеленый. Может говорить о недостаточной поддержке и внимании со стороны мужа.

Синий. Показывает вашу готовность стать матерью. Специалисты обращают внимание, что этот цвет обычно появляется перед родами.

Фиолетовый. Явный признак того, что вы приняли себя в беременности, и вполне счастливы.

Информация о работе Арттерапия для беременных