Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы арт-терапии.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Башкортостан.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

2. Особенности  страхов и причины их возникновения  у детей старшего дошкольного  возраста.

   Сегодня врачи,  психологи достаточно подробно  изучают тему детских страхов,  так как в наше тревожное  время она становится актуальнее  с каждым годом.

   

  Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызванны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой. [22]

   Подробнее остановимся  и рассмотрим детские страхи старшего дошкольного возраста. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Так как помимо предшествующих страхов которые преследовали их в младшем возрасте (страх боли, одиночества, высоты, звуков, сказочных персонажей и т.д.) прибавляются новые страхи характерные для данного возраста.

    Ведущим страхом старшего дошкольного  возраста является страх смерти. Многие исследователи отмечают, что около 90% страхов в старшем  дошкольном возрасте так или  иначе могут быть соотнесены  со страхом смерти.  Его возникновение  означает осознание необратимости  в пространстве и времени происходящих  возрастных изменений. Ребенок  начинает понимать, что взросление  на каком-то этапе знаменует  смерть, неизбежность которой вызывает  беспокойство как эмоциональное  неприятие рациональной необходимости  умереть. Так или иначе, ребенок  впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. 

    Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти. У ребенка могут возникнуть устойчивые страхи, если он в этом возрасте стал свидетелем реальных катастроф. Но такой же эффект может быть у чувствительных детей, когда они видят в телевизионных программа, фильмах( похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв.)

     В 5-7 лет  дети часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне.

    Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери.

    Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. [22]

    Ребенка могут страшить призраки, ведьмы, и другие «потусторонние» существа. Страх оставаться одному ночью, часто это связано с появлением кошмаров или «дьявольских» созданий. 

    Многие дети боятся  некоторых животных, даже если  они они с ними раньше встречались.

    Часто дети начинают испытывать страх перед болезнью, беспокоиться о своем состоянии и своем будущем из-за низкой или неправильной информированности.

     Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.[6]

    При состоянии страха  ребенок находится в напряженном  ожидании, легко пугается, редко  улыбается, всегда серьезен и  озабочен.Он не может полностью  расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны приходящие головные  боли и спазмы в различных  участках тела. Несмотря на усталость,  не удается сразу заснуть, так  как ребенку мешают всякого  рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. [11]

    Говоря о причинах возникновения страхов ,их можно разделить на две большие группы: внешние(связанные со средой и стилем воспитания, с окружением ребенка) и внутренние (связанные непосредственно с типологическим и характерологическими особенностями ребенка). Как правило, в возникновении страха участвуют и те и другие. [24]

    Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. К числу внешних можно отнести страхи, возникающие у детей, к которым родители предъявляют повышенные требования, слишком строго наказывают их, редко хвалят, жестко контролируют и пр. Также нередко страхи возникают у детей, которых слишком опекают родители, подчеркивая тем самым, что ребенка без родителей везде поджидает опасность. Причиной страха может быть либо присутствие  кого-то или чего-то, что вызывает чувство беспокойства и напряжения у ребенка. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! Иногда страх не связан ни  с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Резкие, неожиданные громкие звуки также провоцируют страх. Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Помимо многочисленных внешних, есть причины, которые скрыты от родителей и кроются в особенностях нервной системы и темперамента ребенка. И если страхи возникшие из за внешнего воздействия мы можем скорректировать то на  внутренние причины страха повлиять значительно труднее.

    Если ребенок родился со слабым типом нервной системы, он будет очень чувствительным, восприимчивым, впечатлительным, переживающий по любому поводу. Тут много плюсов – это те дети, которые чутко реагируют на изменение эмоционального состояния близких, всегда готовых прийти на помощь, умеют сочувствовать и сопереживать. Однако и минусов тут достаточно – на базе такой высокой восприимчивости легко может сформироваться тревожность как черта личности и как основа страхов из области: «А вдруг…..все будет плохо».

    Попытаемся разобраться, что такое тревожность и как она влияет на развитие страхов у ребенка.

    Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивую черту личности  или темперамента. Под понятием  «тревожность» психологи понимают  состояние человека, которое характеризуется  повышенной  склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей  отрицательную эмоциональную окраску. Такие дети в ответ на вопросы теряются, краснеют, бледнеют, замыкаются в себе и становятся не способны решить элементарные задачи. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности,  в которой испытывают затруднения. Речь их может быть очень быстрой, торопливой, так и замедленной,  затрудненной. Ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

    Распознать тревожных  детей помогает рисование. Их  рисунки отличаются обилием штриховки,  сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих.[24]

    Таким образом, мы выяснили, что для старшего дошкольного возраста характерны такие страхи, как смерть, как во сне, так и в реальности,  темнота, страшные сны, болезни, животные, различные катастрофы, пожары, наводнения. Они имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Также определили ряд причин возникновения страхов, которые  делятся на две группы: внешние и внутренние.

3. Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

    Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. 
 
    Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей старшего дошкольного возраста является арт-терапия. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

    Существует несколько видов методик арт-терапии.

    Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества – лепка, рисование, графика и живопись. В последнее время появились такие виды методик арт-терапии как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия и другие виды.

    Есть еще комплексный метод арт-терапии - арт-синтезтерапия, в основе которого лежит сочетание стихосложения, живописи, пластики и риторики, а также театра и драматургии. Но в наше современное время количество методик арт-терапии с каждым годом увеличивается.

В арттерапии очень много  разновидностей подходов. Но мне хочется  остановиться более подробно на изотерапии.

    Изотерапия используется  с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.

    Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.

   Также детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она - мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким.

    Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов. 
 
    Процесс арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

    Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

    Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.

    Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

    Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

    Для лучшего воздействия на  страхи необходимо, прежде всего  установить контакт с ребенком, подразумевающий доверительное  отношение как условие развития  творческих возможностей и веры  в себя.

    После установления контакта  переходят к беседе, цель которой  – выявить возможные, с точки  зрения самого ребенка, причины  возникновения страха.

    Затем можно предложить ребенку  поиграть со своим страхом.  Рисование, фантазирование, сочинение  историй можно считать аналогом  игры.

    Наилучшие результаты от рисования  страхов достигаются в 5-11 лет,  в возрасте активного интереса  к рисованию. В первую очередь  посредством рисования удается  устранить страхи, порожденные воображением, - то есть то, что никогда не  происходило, но может произойти  (в представлении ребенка.) Затем по степени устранения идут страхи , основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и  оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

    Недостаточный эффект от рисования  страхов наблюдается, когда то  или иное пугающее событие,  например, застревание в лифте,  укус собаки, избиение, пожар и т.д. было недавно. Тогда более целесообразно отвлечь ребенка или в игре эмоционально отреагировать психическую травму с целью изменения отношения к ней.

Информация о работе Арт-терапия, как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста