Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка

Файлы: 1 файл

547 д 1 часть.docx

— 149.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов  исследования влияния арт-терапии  на развитие межличностных отношений  подростка

 

 

 

Главный целевой  ориентир программы – содействие развитию образованной, нравственной, творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие  задачи:

*способствование формированию  в классе духовно богатой, нравственно  чистой и эмоционально благоприятной  среды для развития учащихся;

*внимательное и бережное  отношение к любым проявлениям  индивидуальности детей, поддерживание  и обеспечивание ее становления;

*пробуждение интереса  ученика к самому себе, помощь  в формировании адекватной самооценки  и чувства самоуважения.

Основание для  создания программы.

Организационная структура  класса выявилась довольно просто, после распределения общественных поручений. Труднее было проникнуть в структуру личных взаимоотношений  учащихся.

 Для того чтобы понять,  как создать в классе, в школе  микросреду, в которой ребенок  будет чувствовать себя комфортно  необходимо было применить методы  психологического исследования. Атмосфера  эмоциональной насыщенности очень  важна для ученика, сильнее  всего действует на его личность. Зная структуру личных взаимоотношений,  я могу учитывать ее в воспитательной  работе, влиять на нее, при необходимости  перестраивать. 

Свою воспитательную работу провожу в тесном сотрудничестве с психологом. Использую в работе с подростками такие основные методы, как наблюдение, беседу, эксперимент и вспомогательные (метод анкет, метод тестов, метод самонаблюдения и т.д.).

Провожу школьную социометрию по темам: «Выбор товарища по парте», «Кого бы ты пригласил на день рождение», «С кем бы ты больше всего хотел работать на пришкольном участке?».  Результаты исследования и психолого-педагогическая характеристика класса, которую я делаю ежегодно, показали, что необходимо особое внимание уделить межличностным отношениям между подростками и личности каждого ученика.

Трудности в воспитательном процессе: низкий образовательный уровень  родителей, низкая культура, семьи малообеспеченные, многодетные, неполные. Состав класса постоянно изменяется: одни уезжают, другие приезжают, что не может положительно влиять на воспитательный процесс.

Радует то, что у ребят  вырос интерес к творческой деятельности. Но процент учащихся, занимающихся творческой и исследовательской  работой еще низок. Низка коммуникативная  культура, а также культура здорового образа жизни.

I этап - 7 класс. Особое внимание уделяется формированию культуры межличностных отношений между подростками, самостоятельности, инициативы, основам формирования культуры здоровья.

II этап - 8 класс. Особое внимание уделяется формированию активной творческой личности, созданию необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика дальнейшему развитию культуры общения, гуманных межличностных отношений.

III этап - 9 класс. Особое внимание уделяется воспитанию личности, занимающей активную жизненную позицию, живущую в согласии с самим собой и с окружающей действительностью.

Взаимоотношения между учениками  – это те отношения, которые возникают  в процессе совместной деятельности. Деятельность же складывается из учения и других дел – трудовых, общественных, бытовых и т.д. Учитывая особенности сложного подросткового возраста, необходимо помочь ученику в определении четких жизненных ориентиров и в построении собственной личности, т.е. в формировании собственного «Я».

Практические советы и  тесты, дискуссии, данные в игровой  форме, деловые игры, просмотр кино-роликов, кинофильмов, круглые столы с  сюжетно-ролевыми задачами и проблемными  вопросами научат подростков «технологии  жизни». Не секрет, что многие дети оканчивают школу, не проявив себя, довольствуясь  малым, считая себя не слишком умными, не талантливым. Никто им не помог  раскрыть себя. А ведь психологи  давно выяснили и подтвердили  своими исследованиями: Любой человек – талантлив.

«Ты также талантлив, как  и каждый из нас. Ни у кого нет  таких дарований, которых бы не было у тебя; ни такой красоты, ни такой  доброты, какие есть у тебя…»  Уолт Уитмен

Переходный возраст. Уже нет той детскости, наивности, открытости,  зовет за собой неизвестная, трудная, самостоятельная жизнь старшеклассников. Меняется молниеносно образ мыслей, стиль жизни, заканчивается этот трудный подростковый возраст, которого так боятся не только педагоги, родители, но и сами  подростки.

Насколько плавным будет  этот переход, насколько подготовленным,  во многом зависит от школы и от меня, их классного руководителя.

По каким параметрам я  буду оценивать ожидаемый результат:

Отношение к учителю: судят по желанию учиться лучше, по переживанию успехов и неудач в учении, по стремлению выполнять все требования и рекомендации учителя, по осознанности личной и общественной значимости учения.

Ведущие интересы и склонности: судят по увлеченности подростка каким-либо учебным предметом, видом внеучебной деятельности, предполагаемой будущей профессии.

Интеллектуальное  развитие: судят по сформированности умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, по темпу усвоения знаний, самостоятельности мышления и использованию познавательных умений в решении различных учебных задач.

Навыки учебного труда: судят по умению рационально организовать учебную работу, осуществлять самоконтроль за степенью усвоения учебного материала, по умению в темпе читать, писать.

Волевые качества: судят по способности проявлять настойчивость в достижении поставленных целей, по стремлению преодолевать затруднения в учебе, личном поведении, по умению проявлять собранность, организованность, преодолевать отвлекающие от учения влияния.

Культурный кругозор и эстетическое развитие: судят по начитанности школьника, широте его культурных интересов, по умению видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни, по активному участию в работе коллектива, связанной с эстетическим воспитанием школьников.

Поведение и сознательная дисциплина: судят по осознанности общественной и личной значимости выполнения внутреннего распорядка учебного

 заведения, по умению  выполнять эти правила без  принуждения, по наличию постоянной  работы над собой для самовоспитания  и совершенствования своего поведения,  по активной борьбе с нарушениями  дисциплины.

Воспитательное  влияние семьи: судят по ее отношению к формированию у школьников стремления к знаниям, по созданию благоприятных морально-бытовых условий, способствующих успешному учению школьника, по влиянию личного примера членов семьи на ученика.

Воспитательное  влияние сверстников: судят по характеру совместных занятий в свободное время, по влиянию их личного примера на поведение учеников.

Задачи:

1. Дать возможность учащимся  оценить особенности своего характера  и, исходя из этого, заняться самосовершенствованием.

2. Способствовать личностному  росту подростка, нравственному  совершенствованию, готовности к  социальному определению, поиску  жизненных ценностей.

3. Научить учащихся развивать  свою память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества.

4. Раскрывать творческий  потенциал подростка, раскрывать деловые качества.

Строя воспитательный процесс, надо исходить  из следующих принципов:

1. Гуманизм во взаимоотношениях.

2. Индивидуальный подход.

3. Уважительное отношение к ученику.

4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.

5. Разумное сочетание  различных форм работы.

Прогнозируемый результат:

Каждый педагог хочет  видеть своих выпускников «состоявшейся

 личностью», а именно, людьми с  высоким  культурным  и интеллектуальным  уровнем,  способными  принимать в ответственный  момент решения, образованными,  профессионально ориентированными, здоровыми духовно и физически,  добрыми, гуманными, милосердными.

 Выпускник должен понимать, что став взрослым, он несет  ответственность своими поступками  перед обществом, государством, своей семьей.

Он должен уметь принимать  правильные решения, ориентироваться  в различных жизненных ситуациях.

Он должен научиться вести  здоровый образ жизни, не испытывая при этом  психологического дискомфорта.

 

Критерии сформированности:

* Интерес к основам  наук, к познанию.

* Использование исследовательских  методов в познании.

* Развитые мотивы самообразования.

* Богатый опыт речевого  общения.

* Грамотность и богатый  словарный запас устной речи.

* Сохранение учебной активности  и работоспособности в течении всего урока.

* Предпочтение высокого  темпа работы.

* Способность работать  в едином темпе со всем классом.

* Способность к различным  видам ручного труда.

* Владение способами творческого  мышления.

* Избирательность интересов,  обусловленная выбором профессии.

* Способность к глубоким  эмоциональным привязанностям.

* Включенность в широкую  систему социальных контактов.

* Способность к установлению  деловых, партнерских отношений  со взрослыми.

* Принятие и соблюдение  классных, школьных, семейных, государственных  правовых норм.

* Умение сдерживать эмоции.

* Способность к ответственному  поведению.

* Доверительные эмоциональные  отношения со сверстниками.

* Позитивная «Я» концепция,  устойчивая, адекватная самооценка.

* Восприятие своего статуса  в классе как положительного.

* Способность к сотрудничеству со сверстниками.

 

Наиболее приемлемые для  практического использования методы диагностики:

*социометрия

*психологический тренинг: 

а) анкетирование 

б) наблюдение

в) тестирование

г) беседа и т.д.

*составление карты самооценки

*портфолио ученика

*Диагностика уровня становления  мировоззренческой позиции учащихся.

*Диагностика состояния  духовно-нравственных качеств личности  учащихся.

*Диагностика профессиональных ориентаций учащихся.

Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.

Наблюдение более всего  доступно учителю и дает много  сведений об ученике. Смысл наблюдения в сборе и описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта  наблюдения (какие именно качества и особенности изучать). Возникает  необходимость вести дневник  классного руководителя.

Беседа наиболее гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной  и свободной. Психологи рекомендуют  задавать открытые вопросы, которые  стимулируют свободные, развернутые  ответы.

Например, задаем открытый вопрос «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого  вопроса  «Любишь ли ты смотреть телевизор?»

Тест  - стандартизированное  задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности.

Тесты бывают:

* тесты интеллекта, способностей, достижений, проверки знаний;

* тесты-сведения из опросников;

* тесты - проективные методики, открывающие особенности восприятия, поведения ученика.

Проективные тесты используют методику незаконченного предложения, рассказа, истолкование какого-либо события, ситуации, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

Тренинговые упражнения направлены на развитие социально позитивных навыков поведения и социально значимых черт характера личности.

Желаемые характеристики поведения:

*Групповая активность

*креативность

*разнообразие социальных  интересов

* здоровый образ жизни

*толерантность

*законопослушность

Информация о работе Арт-терапия