Асимметрия больших полушарий головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:32, реферат

Описание работы

До недавнего времени считалось, что два полушария головного мозга анатомически идентичны. Однако исследования показали, что это не так. В 1968 году Н.Гешвинд и У.Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. Подобная асимметрия может служить материальной основой функциональных различий между полушариями. По-видимому, мозг анатомически и физиологически с рождения имеет некоторую специализацию.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Формирование взглядов на асимметрию полушарий головного мозга……...4
2. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность…………….8
3. Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Формирование  взглядов на асимметрию полушарий головного мозга……...4

2. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность…………….8

3. Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………...15

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени  считалось, что два полушария головного мозга анатомически идентичны. Однако исследования показали, что это не так. В 1968 году Н.Гешвинд и У.Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. Подобная асимметрия может служить материальной основой функциональных различий между полушариями. По-видимому, мозг анатомически и физиологически с рождения имеет некоторую специализацию.

Среди многочисленных функций, выполняемых головным мозгом, весьма важное место занимает осуществление  высшей психической деятельности, которая у человека достигла особенно высокого уровня развития. Информация, поступающая в проекционные зоны коры большого мозга, ее определенная обработка и формирование ощущений приводят к тому, что в ассоциативных зонах на основе их анализа и синтеза, а также сопоставления с предшествующим жизненным опытом, извлекаемым из анналов памяти, образуются более сложные категории - понятия и представления, необходимые для осмысления действительности и формирования адекватного понимания ситуации и осуществления мыслительных процессов.

Врожденные способности, игровые и трудовые навыки, накапливающийся жизненный опыт обеспечивают формирование высших психических функций (ВПФ), проявляющихся, в частности, высоким уровнем возможностей к познанию и способностью к совершению сложных двигательных актов, т.е. к развитию гнозиса (от греч. gnosis - знание, узнавание, предметное восприятие) и праксиса (от греч. praxis - действие). Совершенствование гнозиса и праксиса привело к возможности формирования у человека новой ступени развития психической деятельности - речи. Речь, язык способствовали развитию абстрактного мышления - высшего достижения природы, способствующего тому, что овладевший речью человек смог достичь исключительного положения среди населяющих Землю живых существ.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ  НА АСИММЕТРИЮ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Два больших полушария  головного мозга разделены между  собой глубокой продольной щелью. Ее можно назвать осью симметрии: расположенные по обе ее стороны полушария однотипны по строению. В каждом из них различают лобную, теменную, затылочную и височную доли. Каждое полушарие имеет свой зрительный, слуховой, двигательный и другие корковые центры, или анализаторы, получающие и оценивающие сведения о внешних и внутренних явлениях и процессах. Однако при анатомической симметричности правое и левое полушария не являются функционально равнозначными. Более чем сто лет назад было подмечено, что полная или частичная потеря речи развивается только при поражениях левого полушария. Это позволило предположить, что в нем находятся мозговые механизмы речи. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение.

Чем же объясняется подобная специализация? Почему именно левое  полушарие стало «речевым»?

У большинства животных мозг на всех его уровнях симметричен  как по строению, так и по функциям. И только у обезьян выявляются отдельные признаки функциональной неравнозначности полушарий. У человека же функциональная асимметрия мозга достигает высокой степени.

Многие ученые склонны  считать, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено  ведущей ролью правой руки в трудовой деятельности. Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как  главные стимулы, под влиянием которых  развился человеческий мозг. В процессе труда совершенствовалась правая рука, и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами, развились именно в левом полушарии. Одним из доказательств этого положения является тот факт, что у левшей речевые механизмы расположены в правом полушарии.

Итак, в процессе эволюции левое полушарие приобрело новую  функцию—функцию речи, а впоследствии под его эгидой оказались и такие высшие корковые функции, как письмо, чтение, счет и т. д. (см приложение 1) И хотя полушария равны по размерам, левое стали называть большим, или доминантным, а правое—малым, или субдоминантным. Лишь к середине нашего столетия стало ясно, что подобная классификация неправомерна, что правое полушарие вносит в нервную деятельность не менее существенный вклад, чем левое.

Выяснение роли правого полушария  началось с клинических наблюдений. Было замечено, что у больных с очаговыми поражениями правого полушария резко нарушается пространственное восприятие. Они не только не могут найти свою палату, кровать, но даже «теряют» части собственного тела. Искажаются и сложные привычные действия. Например, больничный халат человек надевает совершенно неправильно, вывернув и перекосив. Если больной по заданию срисовывает геометрические фигуры, то воспроизводит их с большими искажениями, хотя рука у него вполне здорова. Грубо нарушается и ориентировка во времени. Посмотрев в окно, больной не может определить время года. Называя дату и месяц, он не способен обосновать свой ответ, подкрепить его конкретными наблюдениями. Обычно человек хорошо помнит, что было до болезни, то есть когда правое полушарие нормально функционировало, и совершенно не помнит, что делал несколько часов назад.

Уже из этих наблюдений можно  было заключить, что правое полушарие  активно участвует в процессах  познания окружающего мира и организации  поведения человека. Дополнить и уточнить сведения о функциональной специализации полушарий помогли различные диагностические и терапевтические методы, применяемые в современной нейрохирургической практике. Один из методов — введение снотворного в сонную артерию, которая снабжает кровью соответствующее полушарие (эта специальная проба проводится для уточнения диагноза). Хотя кровеносные сосуды правого и левого полушарий соединены между собой, все же на короткий промежуток времени—примерно на минуту наступает стадия, когда функционально выключается одно полушарие: оно засыпает. А другое бодрствует. «Отключить» полушарие на более длительный срок—около часа—позволяет односторонний электрошок. На одну сторону головы накладывают электроды и дозированно воздействуют электротоком: деятельность полушария, над которым расположены электроды, угнетается. Второе же в это время активно функционирует: человек чувствует и мыслит преимущественно одним полушарием.

С помощью этих и других исследований, в частности, выяснилось, что речь—не монополия левого полушария, оно делит эту важнейшую  функцию с правым. Когда выключается  правое полушарие, речь сохраняется, но она полностью теряет интонационную выразительность, становится монотонной, бесцветной. Кроме того, человек и сам перестает понимать речевые интонации и не может разобрать, с каким выражением произносится слово, фраза вопросительным или восклицательным. Значит, левое полушарие—своеобразная база словарного, грамматического богатства речи. Но слово здесь лишь знак, которому правое полушарие придает эмоциональную окраску, образность.

Способность правого полушария  интонационно окрашивать речь связана с тем, что здесь, как предполагают специалисты, находится музыкальный центр. По наблюдениям сотрудников лаборатории патофизиологии центральной нервной системы Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова, человек с отключенным правым полушарием перестает узнавать знакомые мелодии, не в состоянии их напеть. Если же отключено левое полушарие, он поет охотно и при этом точно воспроизводит мелодию.

Специализация полушарий  сказывается и на характере памяти. Левое легко запоминает все то, в основе чего лежит слово: стихотворные строчки, формулировки, теоретические  сведения. Правое фиксирует образы: различные конфигурации, геометрические фигуры, рисунки.

В настоящее время разработаны  так называемые дихотические тесты, позволяющие исследовать особенности функционирования полушарий у здорового человека. Основаны тесты на том, что каждое полушарие ведает своим ухом и своим полем зрения. Левое поле зрения проецируется в затылочной доле правого полушария, а правое соответственно в затылочной доле левого. Так же перекрестно передается и звуковая информация.

Как видим, деятельность каждого  полушария во многих отношениях специализирована. Левое оперирует символами, словами; это «грамотное» полушарие, и ему принадлежит ведущая роль в логическом абстрактном мышлении. Правое работает преимущественно с обобщенными образами; оно база конкретного образного мышления. Но функционируют они содружественно: каждое полушарие обогащает и дополняет сведения, полученные другим. Например, стоит мысленно произнести слово «цветок», и сразу же в воображении возникает его целостный образ—форма, запах, цвет и т. д. В тот момент, когда левое полушарие «произнесло» слово, правое конкретизировало его в образе—абстрактное и конкретное слились.

Но как правое полушарие  «узнало», что «сказало» левое?

Два больших полушария  головного мозга в средней  части соединены спайками, которые  представляют собой совокупность нервных  волокон. Посредством этих нервных коммуникаций полушария и общаются между собой.

 

 

2. ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итак, установлено, что наш  мозг состоит из двух полушарий, и  при рождении каждое из них имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все, - виды деятельности в теле. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей - тех, кто пишет правой рукой - левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и много другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария, либо являться представителем «смешанного» мозга.

По наблюдениям психологов по профессиональному отбору «правополушарные» и «левополушарные» работники имеют следующие отличительные особенности: обрабатывающие информацию при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее делают выводы, чем произведут новые идеи и, в сущности, они скорее улучшают существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу «правомозговыми».

Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, с  другой стороны, сильны в вопросах, решаемых интуитивным путем, и очень  хороши в образном мышлении. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию. Они чаще не являются конформистами (т. е. приспосабливающимися). Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют идеалистические цели и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила и они существенным образом человека - ориентированные.

Люди со смешанным мозгом используют стратегии левого или  правого полушария в соответствии с ситуацией. Не бесспорно, что смешанная  обработка информации имеет преимущество, например, в большей части кадровой работы, и вполне возможно, что доля левшей в поддержании жизнедеятельности организации выше национальной (средней) нормы. «Левомозговой» подход необходим для гарантии таких вещей, как точность в деталях, в письме, в котором делается предложение будущему служащему. «Правомозговой» подход необходим в отношении к людям. Люди со «смешанным» мозгом работают одновременно по «левомозговому» и «правомозговому» методам обработки информации.

С различиями в работе полушарий  головного мозга человека, их асимметрией связаны, как уже отмечалось, общие и специальные способности, изучения и своевременное развитие которых имеет важное значение для практики профессионального отбора.

 Дело в том, что  индивидуально-типические особенности, обусловленные функционированием различных участков мозга являются, как правило, врожденными и слабо поддаются коррекции. Вместе с тем, современными исследователями установлено, что преобладание в психической деятельности человека того или иного полушария во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление этих особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.

Определение профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности возможно на основе изучения врожденных индивидуально-типических признаков, к числу которых относятся: тип  переплетения пальцев, ведущая рука, доминирующий глаз и некоторые другие.

Пример 1, профессию управленца (поскольку не каждый может стать  им) можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой  подход ставит проблему строго психологического отбора, в связи с чем, и представляет интерес анализ взаимозависимости  между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.

Как показали исследования, проведенные названными авторами, в  группе лучших руководителей наблюдаются  три следующих профиля: а) сочетание  правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-Л-П); б) сочетание типа П-П-П; в) сочетание типа Л-Л-Л. Низкой психологической пригодности к управленческой деятельности соответствуют профили типа Л-Л-П и П-П-Л.

При этом было выявлено следующее. Руководители с левым ведущим  глазом оказались более консервативными  и скептичными. Они несколько  медленнее соображают по сравнению с «правоглазыми» и у них сильнее выражены стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем «правоглазые», менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.

Руководители с правым ведущим глазом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивное, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в «отдельности», больше - в единении.

Информация о работе Асимметрия больших полушарий головного мозга