Ассоциативное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 08:35, реферат

Описание работы

Человек проявлял интерес к поведению животных еще на самых ранних этапах своей истории, Уже первые охотники, без сомнения, внимательно изучали поведение своей добычи, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки на стенах пещер.
Наши познания обо всех этих явлениях крайне скудны. И тем не менее мы уже начинаем понимать, что, с одной стороны, поведение большинства животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а с другой стороны, часто необходимы разнообразные «уточняющие инструкции» из внешнего мира, с тем чтобы поведение взрослого индивидуума стало столь поразительно действенным.

Содержание работы

Введение
Формы индивидуального обучения
Ассоциативное обучение
Классические условные рефлексы
Инструментальные условные рефлексы
Дрессировка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ассоциативное обучение.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Стадия упрочнения - усилия дрессировщика направлены на закрепление навыка и надежность его воспроизведения на сигнал дрессировщика.

Произведенный М.А. Герд анализ дрессировки указывает на сложность, гетерогенность и многоплановость  поведения животных при дрессировке. Аналогичная картина наблюдается и при приобретении навыка животными в естественных условиях.

Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются  требуемые двигательные реакции  и их сочетания, и одновременно устраняются  нежелательные. Специфическая трудность заключается в том, чтобы дать понять животному, какие действия оно должно выполнить. Желаемые действия животного при дрессировке всегда выполняются в ответ на определенные сигналы человека. Интересно отметить, что довольно часто для выдрессированного животного основным сигналом становится не тот, который подает дрессировщик, а какое-то его действие или даже физиологическая реакция, автоматически совершаемые одновременно с сигналом. Подобное поведение животного зачастую совершенно ошибочно трактуется как улавливание мыслей дрессировщика на расстоянии или самостоятельное решение задач.

Так, в начале XX в. большой  популярностью пользовалась история "умного Ганса", лошади, которая  демонстрировала способность "считать", "складывать", "извлекать корни", отвечать на вопросы и т.п. Столь "разумное" поведение объяснялось тем, что конь научился замечать малоуловимые движения дрессировщика, которые тот непроизвольно совершал, видя, что конь вот-вот даст правильный ответ. Ориентируясь на эти условные сигналы, конь в нужный момент прекращал стучать копытом.

В начале XX в. (1900-1904) барон  В. фон Остен, убежденный в огромных умственных способностях лошадей, обучал нескольких из них различению цветов, азбуке и "счету". Узнавание каждой буквы или цифры лошадь обозначала соответствующим числом ударов копытом. Друг фон Остена художник Редлих обучил таким же образом свою собаку. Наиболее способным учеником оказался орловский рысак Ганс, который производил достаточно сложные арифметические подсчеты, отвечал на разнообразные вопросы, а иногда высказывался по собственной инициативе. Так, супруги Н.Н. и А.Ф. Коте, специально приехавшие для знакомства с ним в 1913 г., рассказывали, что после нескольких относительно коротких ответов на вопросы Ганс заявил: "В поле я встретил милую госпожу Краль, которая меня кормила".

Поведение его было столь  впечатляющим, что вводило в заблуждение  не только публику, но даже членов специальных  комиссий, включая Н.Н. Ладыгину-Котс. Предполагали, что хозяин подает коню некие скрытые сигналы (как дрессировщик - цирковым животным), однако его обследовали 13 экспертов (комиссия психолога К. Штумпфа) и не обнаружили никакого обмана. Они засвидетельствовали, что Ганс действительно "считает" и никаких скрытых сигналов ему не подают. И лишь много позднее наблюдатели постепенно заметили, что Ганс отвечает только на те вопросы, ответ на которые знает сам экспериментатор. Специальный анализ, проведенный психологом О. Пфунгстом, показал, что животное реагирует на мельчайшие непроизвольные (идеомоторные) движения экспериментатора, например на отклонения корпуса на 2 мм, микродвижения бровей, мимику и т.п. Эта невольная подача сигналов происходила, по-видимому, из-за эмоционального напряжения человека, по мере того как число ударов копытом приближалось к искомому. Даже картонный щит, которым пробовал отгородиться от Ганса экспериментатор, не помогал: животное все равно улавливало какие-то только ему понятные знаки для определения правильного ответа.

Для проверки своего предположения  Пфунгст специально научил Ганса реагировать на микродвижения, которые он совершал уже сознательно, и продемонстрировал комиссии механизм и природу "математических способностей" этой лошади (по Ладыгиной-Коте, 1914).

Как указывают З.А. Зорина и И.И. Полетаева (2001), история "умного Ганса" оставила заметный след в развитии науки о поведении животных:

она показала, сколь сложное  поведение могло быть результатом  обучения методом проб и ошибок;

продемонстрировала справедливость "канона Ллойда-Моргана" и актуальность его применения, поскольку в основе поведения этой "мыслящей лошади" лежали чисто условнорефлекторные, а не связанные с мышлением, механизмы;

впервые привлекла внимание к проблеме чистоты эксперимента с точки зрения возможности неосознанного  влияния экспериментатора на его результаты;

заставила по-новому взглянуть  на возможности восприятия животных: способность уловить едва заметные движения человека свидетельствовала  об их большой наблюдательности и  способности концентрировать внимание.

Заключение 

Обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

Индивидуально - приспособительная  деятельность, помимо разных форм обучения включает в себя и такой важнейший  элемент, как рассудочная деятельность.

Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.

Условный рефлекс - рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение жизни животного  или человека. Это понятие, введенное И.П. Павловым - для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается. В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Различают два вида Условных рефлексов: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) Условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного. Механизм формирования условного рефлекса первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами - условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме условного рефлекса как сложной функциональной системе с обратной связью, т. е. организованной по принципу кольца, а не дуги. Условный рефлекс животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условных раздражителей выступает слово ("сигнал сигналов", по И.П. Павлову).

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Зорина З.А., Полетаева  И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: "Аспект Пресс", 2001.

Котляр Б.И., Шульговский  В.В. Физиология центральной нервной  системы. М., 1979.

Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.

Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., 1997.

Дьюсбери Д. Поведение  животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Меннинг О. Поведение  животных: Вводный курс. М., 1982.

Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. М., 2000.

Тинберген Н. Поведение  животных. М., 1969.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной  психологии. М., 1975.




Информация о работе Ассоциативное обучение