Барьеры коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:23, доклад

Описание работы

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.
Микробарьеры - это специфические коммуникативные барьеры.
Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Файлы: 1 файл

Барьеры коммуникации.docx

— 18.56 Кб (Скачать файл)

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в которой осуществляется коммуникативный процесс, оказываются в:

  • информационной перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации);
  • разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.);
  • перегрузке информацией , что приводит к обесцениванию ее содержания;
  • умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для воздействия на других;
  • доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).

Микробарьеры - это специфические коммуникативные барьеры.

Называются разные причины  их возникновения:

  • особенности интеллекта тех, кто общается;
  • неодинаковое знание предмета разговора;
  • различный лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);
  • отсутствие единого понимания ситуации общения;
  • психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них , интуитивное восприятие мира или напористость другого);
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.

Фонетический  барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством  звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор. Например, специалисты в области психологии доказали, что когда человеку что  то сообщать на повышенных тонах, то понимание  того, кто слушает, будет заблокировано. И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это  проявляется.

Психологически причина  непонимания кроется в том, что  все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как  результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который  блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.

Также психологи советуют использовать приемы личной психологической  защиты. В частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент зажигательного оглашения  информации: «какие у него стали  большие глаза» или «как вены вздулись». Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Поэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала «упаковывает»  его во внутреннюю речь, а затем  выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения.

Трудности возникают в  связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая  заложена в непонимании, связанна с  особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно - логическое, а у другого - наглядно-образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей. Известно, что такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.

То есть пока один углубляется  в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже  имеет готовый ответ. В зависимости  от того, какие формы мышления превалируют  в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне понимания  или непонимания, т.е. и здесь имеет  место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями  мыслительной деятельности и не считают  нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно  только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем  заключаются различия.


Информация о работе Барьеры коммуникации