Барьеры общения как сложности, при определенных условиях снижающие эффективность коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе.
Человек, как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Файлы: 1 файл

ДО.docx

— 15.38 Кб (Скачать файл)

2.      Говорить кратко и в темпе, который наиболее уместен и подходит партнеру по общению.

 

3. Барьер «авторитет».

 

Разделив всех людей на авторитетных и не авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие \ недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей информации, а от того, кто говорит.

 

Авторитет зависит от:

 

Социального положения

Привлекательного внешнего вида

Доброжелательного отношения

Компетентности

Искренности.

 

Если слушатель доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает  и запоминает выводы, не обращая на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимательно – к ходу рассуждений.

 

Преодоление барьера

 

1.      Установите контакт, вызывающий доверие к вам.

2.      Тщательно готовьтесь к встрече.

3.      Будьте доброжелательны.

4.      Одевайтесь в соответствии цели, места и времени общения.

5.      Ведите себя уверенно, общайтесь на равных.

 

4. Семантический барьер .

 

Возникает, когда фонетический язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Пример, слово имеет не одно, а несколько значений. «Смысловые поля» у всех разные.

 

Причины возникновения:

 

1.      Множество лексических значений у одного и того же слова.

2.      Ограниченный лексикон у одного из партнеров по общению.

3.      Использование жаргонных слов.

4.      Социо-культурные, профессиональные, психологические и другие различия.

 

Приемы преодоления:

 

1.      Говорите «на одном языке» партнера.

2.      Говорите максимально просто.

3.      Заранее разъясняйте ключевые слова.

4.      Поясняйте определения слов, имеющих множественное лексическое значение, и как вы их понимаете.

 

5. Фонетический барьер.

             Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего.

 

Причины возникновения:

 

1.      Говорят на иностранном языке.

2.      Используется много специальной терминологии.

3.      Говорят быстро, тихо, невнятно или слишком громко.

 

Фонетический барьер возникает, когда люди говорят на повышенных тонах, при этом сразу блокируется понимание информации. Это связано с психологической особенностью человека. Когда на нас кричат, внимание человека концентрируется не на словах и смысле, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, не осознаются им.

 

Большое значение для понимания информации играет тон голоса и интонационные выделения ключевых слов и фраз. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли.

 

Выделение голосом

 

Намерение партнера

 

ЭТУ (а не какую-либо другую)

 

ПРОБЛЕМУ (а не рядовую задачу)

 

МЫ (а не кто-нибудь другой)

 

ДОЛЖНЫ (а не хотели бы)

 

РЕШАТЬ (а не только обсуждать)

 

СОВМЕСТНО (а не в одиночку)

 

Концентрация внимания

Определение степени сложности

Коллективная ответственность

Обязанность действовать

Уровень решения

Метод решения

 Приемы преодоления:

 

1.      Говорите громко, внятно, разборчиво.

2.      Учитывайте аудиторию и индивидуальную особенность собеседника. Чем хуже он знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить.

3.      Наличие обратной связи. Пример, «Вам все понятно?» «Какие вопросы у вас еще есть по данной теме» и т.д.

4.      Делайте логические ударения на важных фразах или словах, это позволяет партнеру лучше понять смысл вашего высказывания.

 

  6. Психологический барьер.

 

           Возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними отношений. Любая информация несет на себе элемент воздействия на поведение, мнение партнера с целью его частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, соответственно, он может противиться получению нежелательной информации, защищаясь, как от самого источника информации, так и самого сообщения.

 

Факторы, влияющие на формирование барьера

 

1.      Негативный эгоцентризм (концентрация на своих негативных моментах: болезни, неприятности дома или на работе и т.д.).

2.      Банальность (разговор об известных всем вещах).

3.      Эгоцентризм (сосредоточенность только на себе).

4.      Низкая эмоциональность (неизменное выражение лица, монотонный голос, отсутствие визуального контакта).

5.      Угрюмость.

6.      Заискивающее поведение.

7.      Агрессивное поведение.

8.      Высокомерие.

9.      Излишняя болтливость.

10. Непрошенные советы.

11. Негативная оценка поведения или информации.

12. Безаппеляционные замечания с небрежным «отметанием» чужого мнения.

13. Нечетко сформулированный вопрос или закрытые вопросы.

14. Игнорирование собеседника.

15. Напоминание об ошибках.

 

Приемы преодоления:

 

1.      Настрой на сотрудничество в процессе коммуникации.

2.      Доброжелательное поведение.

3.      Уважение чужого мнения.

4.      Честность и открытость в процессе общения.

5.      Проявление эмпатии (сочувствия) к партнеру.

6.      Выраженная эмоциональность поведения (доброжелательная мимика, выразительный голос, активная жестикуляция, улыбка, визуальный контакт).

7.      Подстройка под собеседника.

 

Список литературы.

1)http://www.wikipedia.org/

2)http://edu.jobsmarket.ru/glossary/media/2927/

3)


Информация о работе Барьеры общения как сложности, при определенных условиях снижающие эффективность коммуникации