Барьеры в межличностном общении, их преодоление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить проблему общения в психологии;
- проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
- рассмотреть основные виды барьеров межличностной коммуникации и пути их преодоления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. Проблема общения в социальной психологии ………………..4

2. Барьеры общения ………………………………………….……7
2.1. Коммуникативные барьеры общения ……………………8
2.2. Психологические барьеры общения ……………………...9
3. Преодоление барьеров в межличностном общении …………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………....20

Файлы: 1 файл

ДЛЯ ОТПРАВКИ.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)
    • Барьер первого впечатления

Преодоление барьера первого впечатления  носит двойной характер. Сюда можно  отнести такие составляющие как  манера одеваться, манера выражать свои мысли, умение держать осанку, невербальные проявления. Для эффективности процесса коммуникации партнерам по общению  необходимо осознавать, что внешний  вид не играет важную роль. Важным является умение правильно излагать свои мысли.

 

2) Пути преодоления барьеров  речи

 

    • Логический барьер

Для преодоления  барьера речи стоит обратить внимание на логический барьер. Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти  от партнера», пытаясь понять как он строил свои умозаключения.

    • Стилистический барьер

Для преодоления  стилистического барьера основывается на двух приемах структурирования информации:

     Преодоление  фонетического барьера. Для того  чтобы быть правильно понятым,  надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки  и т.д. Выполнение такого рода  условий улучшает «проходимость»  информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме перечисленных общих пожеланий,  можно указать и некоторые  вполне конкретные закономерности  восприятия речи другого, которые  помогут определить, что такое  «лучшая» фонетика в каждом  отдельном случае. Такого рода  закономерности выявлены в многочисленных  экспериментах, посвященных изучению  различных физических характеристик  коммуникации – темпа и скорости  речи, качества дикции и произношения  и т.д.

Для преодоления  фонетического барьера необычайно важна и обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Самым важным является, по мнению психологов, просто не забывать о существовании  этого барьера. Практически у  каждого человека хватит опыта и  знаний, чтобы преодолеть этот барьер, если он будет относиться к нему со вниманием.

 

Преодоление семантического барьера.  Семантический  барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что  каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и  неповторимый тезаурус. В определенном смысле вообще принципиально невозможно наличие одинаковых тезаурусов у  разных людей. Но из этого не следует, что невозможно и взаимопонимание. Конечно, в любом общении в  процессе понимания всегда есть какое-то несоответствие – каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, новый смысл. Если же человек понял совсем не то, что ему сказали, то можно говорить о семантическом барьере и о неэффективной коммуникации. Преодолеть  этот барьер, прежде всего, возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов.

  Преодоление  стилистического  барьера. Действие  этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики  сообщения могут препятствовать  его восприятию. Если стиль коммуникации  «плохой» – неуместный, слишком  тяжелый, излишне легковесный,  в общем не соответствующий содержанию, то слушающий его не понимает (или отказывается, не хочет понимать). Преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию. Иными словами, чтобы быть хорошо воспринимаемым, сообщение должно быть хорошо изложено, построено. Для преодоления стилистического барьера  необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию. Важно также подчеркнуть, что хорошо структурированная информация не только лучше понимается, но и лучше запоминается, что тоже крайне важно для увеличения эффективности общения.

 

 Существует  два основных приема структурирования  информации в общении: правило рамки и правило цепи [7]. Суть первого состоит в том, что начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце как правило подведение итогов, сделаны выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди запоминают лучше начало и конец информации. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. Можно сказать, что начало и конец выступления чаще всего запоминается аудиторией.

В повседневной жизни правило рамки часто  нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают  общение совсем по другому поводу. Такой разговор становится лишним. Не понятно к какому выводу пришли, а главное нужно возвращаться к этой проблеме снова.

Правило цепи определяет строение информации как  бы «изнутри». Следовательно, информация необходимая для анализа проблемы соединена в цепь по каким то признакам.

 

Способы соединения информационных цепей могут быть разные:

Это «во-первых», «во-вторых» и т.д. Также коммуникация может выстраиваться в логических цепях. Например « если это так, то это тоже так». Использование правила  цепи облегчает партнеру понимание  информации. Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника [5].

Способы преодоления  всех барьеров имеют препятствие  личностного роста. К факторам личностного  роста относят: честолюбие, стремление к высокому статусу, ответственность  перед окружающими. А также можно  включить такие факторы как нехватка уверенности в себе, отсутствие нужных навыков и т.д.

Таковы  основные методы преодоления коммуникативных  барьеров, разработанные в современной  социальной психологии.

 

                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сказать, что общение порождается  потребностями совместной деятельности и является важным процессом человеческого развития.

  Но неотъемлемой характеристикой межличностного общения является наличие специфических коммуникативных барьеров, которые неизбежно возникают в процессе общения. Исследователи отмечают, что барьеры межличностной коммуникации возникают в силу различных причин – культурных, индивидуально-психологических и т.д. В социальной психологии выделяются такие барьеры, как информационно-дефицитный, замещающее - искажающий, эмоциональные барьеры, семантические, стилистический и многие другие. Каждый их этих коммуникативных барьеров имеет свою специфику, своё развитие и определённое влияние на общение. Знание этих коммуникативных барьеров и путей их преодоления во многом определяет успешность межличностного коммуникативного взаимодействия. Также существуют психологические барьеры, например, барьер негативной установки, барьер речи и языка, барьер первого впечатления и т.д. Преодоление этих барьеров не менее важно для человека.

Преодоление барьеров межличностной коммуникации может быть различным. В первую очередь  они зависят от понимания партнёра по общению, от определения его типа и направленности его личности. Такие  знания многое дают о понимании сущности возникшего барьера, его причинах.

Психология  разработала ряд методов по преодолению  барьеров межличностной коммуникации: методы привлечения и поддержания  внимания, использование феномена авторитета, различные приёмы преодоления фонетического, семантического и стилистического  барьеров, а также различные виды активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание.

     Каждый человек является уникальной  личностью, с каждым необходимо  находить индивидуальные пути  для решения возникших проблем.  От этого и зависит успешность  в преодолении барьеров межличностной  коммуникации.

 

 

 

 

 

                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева  Г.М. Социальная  психология. – М.: Наука, 2007. – 255 с.

 

2. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 176 с.

 

            3. Батищев Г.С. Особенности глубинного общения // Вопросы философии. – N3. –2007. – с. 109-129.

 

            4. Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций.- СПб.

 

5. Преодоление барьеров непонимания: URL: http://www.hrliga.com

 

6. Портал психологии на русском языке. Барьеры в общении: URL: http://www.psychology.ru/ 18.04.12

           

             7.  А. В. Карпов. Преодоление барьеров в межличностных коммуникациях. [Электронный ресурс]//http.www.psyhcology.net.ru. 18.04.12.

 

 


Информация о работе Барьеры в межличностном общении, их преодоление