Базальная стимуляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

Базальная стимуляция – это процесс обучения на элементарном уровне. Разработал Андреас Фрелих в 1985 году.
В процессе протекания беременности ребенок переживает следующие стадии развития:
- воспринимает положение тела в пространстве (3 – начало 4 месяца беременности);
- соматическое восприятие, восприятие через кожу и мускулы (4месяц);
- вибрационное восприятие (5 месяцев).
Эти области восприятия являются основополагающими. Другие области восприятия (зрение, слух) формируются значительно позже. Слуховое восприятие развивается на основе восприятия колебаний (песня + колыбельная). Зрительное восприятие на основе восприятия равновесия и положения тела в пространстве.

Файлы: 1 файл

БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

БАЗАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ.

 

BASIS – (греч.) основа.

STIMULARE – (лат.) побуждать.

 

Базальная стимуляция – это процесс  обучения на элементарном уровне. Разработал Андреас Фрелих в 1985 году.

В процессе протекания беременности ребенок переживает следующие стадии развития:

- воспринимает положение тела  в пространстве (3 – начало 4 месяца  беременности);

- соматическое восприятие, восприятие  через кожу и мускулы (4месяц);

- вибрационное восприятие (5 месяцев).

Эти области восприятия являются основополагающими. Другие области восприятия (зрение, слух) формируются значительно позже. Слуховое восприятие развивается на основе восприятия колебаний (песня + колыбельная). Зрительное восприятие на основе восприятия равновесия и положения тела в пространстве. Соматическое восприятие создает предпосылки для развития вкусового и обонятельного восприятия.

 

Какие области восприятия могут  быть развиты при помощи базальной  стимуляции?

- соматическая область (касается  всей поверхности тела);

- вестибулярная область (чувство  равновесия);

- вибрационная область (чувство  колебания);

- оральная область (рот и ротовая  полость);

- акустическая область (слух);

- тактильная (осязание);

- визуальная (зрение).

 

Принципы базальной стимуляции:

- Это не массаж.

- Противопоказаний нет.

- Время и количество не оговорено.

- Касание ребенка индивидуально.

 

1. Принцип симметричности –  если правая сторона, то и  левая. 

.2. Принцип ритмичности.

3. Принцип смены расслабления  и напряжения.

4. Принцип большой площади.

5. Не делаем против воли ребенка.

 

Начинаем с ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

И.П. – ( на стуле) ребенок сидит  на коленях у учителя или между  ног учителя. Рука учителя лежат  на боках ребенка, пальцы раздвинуты.

1. Легкое надавливание на грудную  клетку ребенка в момент выдоха.

2. Легкое надавливание и разведение рук в момент выдоха и вдоха.

 

 

СОМАТИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ. – развитие первичной, телесной стимуляции происходит посредством касания. Сначала должно развиться ощущение туловища, как  неотъемлемой части всего организма. Ощущения рук и ног приходит позже.

Начинаем с прикосновения голой  рукой, потом добавляем различные  материалы. Наиболее пригодные материалы  – эластичные, махровые полотенца, велюровые и шелковые платки, перчатки из различных материалов, фен.  Массажные приборы с игольчатой поверхности не используем. Массажные приборы с игольчатой поверхности не используем.

Температура в комнате должна быть соответствующей (что бы ребенок  мог раздеться).

Начинаем сверху вниз, изнутри к  наружи. Сначала туловища, потом ноги.

 

СПИНА.

И.П. – ребенок лежит на ковре, на животе. Если есть массажный столик, то лучше на нем. Если у ребенка ДЦП, то подкладываем валик под грудь.

Правила выполнения:

- доходим до ягодиц и отрываем  руки;

- доходим до плеч и отрываем  руки;

- по бокам до упора (до пола);

- движения медленные;


- пальцы рук педагога сомкнуты.



  1. От позвоночника в сторону.


 

 

 

 

 2. Параллельное движение рук.


1 рука – на плечо (рука  прямо)


2 рука – на противоположный  бок (рука


запястьем упирается в пол)

 

 




  1. Перекрестное движение.

-  руки накрест, лежат на плечах.

- повели к позвоночнику.

- 1 рука отрывается и идет  поверх другой.

- продолжаем движение.

- возвращаемся на те же точки,  с которых начали движение.

 

 

 

 

ЖИВОТ.

И.П. –  на полу, лежа на спине. Если ребенок с ДЦП или гиперактивный, то фиксируем руки (руки или под попу, или в штаны). Если ребенок с ДЦП, то валик под голову.

Движения такие же как и на спине, но избегаем область груди (соски).

 

 

РУКИ.

И.П. – лежа на спине. Учитель держит полусогнутую руку ребенка (расслабленная).

 

1.  Внешняя сторона руки. Обхват – большой палец с внутренней стороны запястья, а остальные пальцы – с внешней стороны запястья. Направления движения - от запястья к плечу (вверх). Когда рука подходит к плечу (после локтевого сгиба), большой палец плавно переходит на внешнюю сторону, к остальным пальцам. Заканчиваем движение  на плече, все пальцы сомкнуты.

2. Внутренняя сторона руки. Обхват – большой палец с внутренней стороны запястья, а остальные пальцы – с внешней стороны запястья. . Направления движения - от запястья к плечу (вверх). Когда рука подходит к плечу (после локтевого сгиба), большой палец плавно переходит на внешнюю сторону, к остальным пальцам, или заканчивает движение в районе подмышки.

 

НОГА

И.П. –  на полу, лежа на спине, нога упирается в плечо учителя или лежит на плече учителя.

1. Обхват 2-мя руками. Начинаем движение  от бедра и заканчиваем на  пальцах.

 

ДАВЛЕНИЕ.

 

  1. И.П. –  на полу, лежа на спине, нога упирается в плечо учителя.

- давление на колено;

- давление на стопу;

- давление на фаланги пальцев;

- давление на голень;

- давление на бедренную кость.

2.   И.П. – лежа на боку.

- давление на все тело, начиная  от стопы и заканчивая головой.

3.   И.П. – сидя на полу.

- давление на плечи сверху;

- давление на туловище – обхват  туловища руками (кольцом);

- сдавливание головы.

 

ЛИЦО

 

МОЖНО РАБОТАТЬ С ЛИЦОМ, ТОЛЬКО ЕСЛИ РЕБЕНОК ДОВЕРЯЕТ ВАМ, так как  много негативного опыта.

И.П. – ребенок лежит на полу, учитель сидит на полу со стороны  головы или плечи ребенка лежат  на бедрах педагога. Пальцы рук педагога сомкнуты.

1. Лоб. Кончики пальцев лежат  на переносице. Направление движения  – к вискам, причем большие  пальцы остаются на месте.

2. Лоб + линия бровей.

3. Лоб + волосистая часть головы.

4. Щеки. Четыре пальца от носа  по щекам, а большие пальцы на лбу (не двигаются).

5. Подбородок.

6. Нос. Указательные и средние  пальцы в область 3 глаза и ведем по краям носа.

7. По глазам. Указательным пальцем  по нижнему краю глаз, а средним  – по верхнему краю глаз.

8. Затылок. Рука как чаша. Направление движения – на себя, вправо – влево.

 

 

 

 

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ -  покачивание  вправо – влево, вверх – вниз, вокруг своей оси. Движения стороны  успокаивают, движения вверх – вниз – возбуждают. Материал – гамак, большой мяч.

 

 

ВИБРАЦИОННАЯ СТИМУЛЯЦИЯ –  можно использовать любые вибрирующие предметы. Вибрация должна быть в районе костей (не трогать позвоночник).

Материал:

- массажер;

- массажер + пустая бутылка;

-постукивание по пустой бутылке.

 

 

ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ – ротовая полость и рот.

- приборы по уходу за полостью рта новорожденных;

- губка (мелкая и крупнозернистая)  – не вызывает хоботкового  эффекта.

Движения:

- четкие прикосновения;

- губка сухая и влажная (разные  растворы – соленая, сладкая….);

- поглаживание;

- прокатывание.

 




Информация о работе Базальная стимуляция