Бесконфликтное поведение. Борьба со стрессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Все люди имеют разные потребности, ценности, вкусы и предпочтения. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда невозможно избежать конфликтов. Но конфликты не означают ссоры и скандалы. При корректном, правильном поведении любой конфликт может послужить стимулом к переменам, к прогрессу. Необходимо стараться, чтобы конфликт носил позитивный характер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность конфликта
1.1. Конфликт и его структура
1.2. Классификация конфликтов
Глава 2. Разрешение конфликтов
2.1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2.2. Пути разрешения конфликтов
Глава 3. Бесконфликтное поведение
3.1. Правила бесконфликтного поведения
3.2. Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов
3.3. Стресс и методы борьбы с ним
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Бесконфликтное поведение.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Бесконфликтное поведение. Борьба со стрессами

Введение

Все люди имеют разные потребности, ценности, вкусы и предпочтения. В жизни каждого человека возникают  ситуации, когда невозможно избежать конфликтов. Но конфликты не означают ссоры и скандалы. При корректном, правильном поведении любой конфликт может послужить стимулом к переменам, к прогрессу. Необходимо стараться, чтобы конфликт носил позитивный характер.

Глава 1. Сущность конфликта

1.1. Конфликт и его структура

Конфликт – это взаимодействие двух и более людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт можно трактовать как отсутствие согласия между сторонами.

В основе любого конфликта  лежит конфликтная ситуация. В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Конфликтная ситуация может  существовать задолго до  возникновения конфликта, никак не  проявляя себя.

1.2. Классификация конфликтов

Приведем классификацию  конфликтов.

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт выражается в борьбе противоречий внутри человека, которая сопровождается эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
  2. Межличностный конфликт самый распространенный, он проявляется как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
  3. Конфликт между личностью и группой обычно возникает, если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, правила поведения, которых придерживаются её участники, и  несоблюдение групповых норм может привести к непринятию человека группой.
  4. Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования между группами.

По длительности все  конфликты делятся на:

  • кратковременные;
  • продолжительные.

По природе возникновения  выделяют:

  • деловые конфликты имеют производственную основу и возникают по причине поиска путей решения сложных проблем, которые могут быть связаны с недостатками в стиле руководитства и т.д.
  • эмоциональные конфликты имеют личностную природу. Источником этих конфликтов являются личностные качества оппонентов, либо их психологическая несовместимость.

С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов:

  1. конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
  2. конфликт познания, или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и пути выхода их решаемой проблемы;
  3. чувственный конфликт, появляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.

По направлению конфликты  делятся на:

  • «горизонтальные»;
  • «вертикальные»;
  • смешанные.

Типичные горизонтальные конфликты -  конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между двумя учредителями. Чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.  В горизонтальных конфликтах частыми являются такие проблемы как распределение задач и ответственности – перекладывание ответственности на других и боязнь брать ответственность на себя.

Вертикальный конфликт чаще всего возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй сопротивляется. Стремясь защитить свою независимость, подчиненные используют различные “способы” воздействия на руководство: утаивать от руководства информацию, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость. Также вертикальный конфликт может возникать и с участием среднего звена. Например, мастер или начальник отдела в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и почва для конфликтов.  

Конфликты бывают открытыми  и скрытыми.

  • скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
  • открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).

Глава 2. Разрешение конфликтов

2.1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

  • Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • Уклонение — уход от конфликтной ситуации.
  • Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • Соперничество — активное противостояние другой стороне.
  • Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Приспособление выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен для человека, если возник конфликт с руководителем. Можно прибегать к такому виду поведения, когда исход дела не является существенным для данного человека, но очень значим для другого.

Уклонение - действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему.  Для человека, который использует этот стиль поведения, важно сохранить взаимоотношения. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова.

Компромисс - действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее всех участников.   Преимущества данного стиля состоит в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта.

Соперничество (противоборство) - действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы с использованием принуждения, психологических средств давления. Если этот стиль используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, это приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе.

Сотрудничество предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Но единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

2.2. Пути разрешения конфликтов

Участники конфликта  могут  как самостоятельно предпринимать соответствующие действия по  разрешению конфликта, так и обратиться за помощью к посреднику, который поможет организовать диалог между ними. Для конструктивного разрешения конфликта важны следующие условия:

1) адекватность восприятия конфликта,

2) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон,

3) создание климата взаимного доверия и сотрудничества,

4) совместный поиск взаимных интересов, альтернативных способов выхода из конфликта.

Зачастую   в конфликтной ситуации мы неправильно воспринимаем  действия и намерения как свои, так и нашего оппонента. К типичным искажениям восприятия конфликта относятся:

  • «иллюзия собственного благородства» - кажется, что истина и справедливость полностью на нашей стороне,
  • «поиск соломинки в глазу другого» - замечаем  недостатки прежде всего у нашего оппонента, но не у себя,
  • «двойная этика» - одинаковые поступки свои и оппонента оцениваем по-разному,
  • «все ясно» - чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных.

К человеку, который вступил  с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем.

Глава 3. Бесконфликтное поведение

3.1. Правила бесконфликтного поведения

В своей речи нужно следить за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию коллеги и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами, так как они направлены на провоцирование такого же общения. Конфликтогены распространяют конфликтную ситуацию на всех участников взаимодействия.

  • если Вы услышали в обращении к Вам коллеги слова – конфликтогены, не отвечайте ему тем же, чтобы не позволить распространиться конфликтной ситуации;
  • при взаимодействии и обсуждении непонятного Вам вопроса или вопроса, с которым Вы не согласны, попытайтесь поставить себя на место Вашего собеседника и понять его точку зрения и чувства, движимые в этом случае им. Демонстрируйте уважение к мнению коллеги. Создавайте дружеский настрой при любом взаимодействии;
  • подходите к любому сотруднику с позиций гуманистического отношения: доброжелательно, сочувственно, уважительно;
  • старайтесь быть уравновешенными, спокойными и уверенными в общении с коллегами;
  • при агрессии и конфликтогенах, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.;
  • не скрывайте своих негативных чувств, вызванных обсуждением от Вашего собеседника. Спокойно, и в правильной форме демонстрируйте их, как лично Ваши переживания и сомнения;
  • не ущемляйте права человека, с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личности. Лучше апеллируйте к их внешнему проявлению в поведении;
  • всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы;
  • свободно и своевременно извиняйтесь, если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту;
  • если Вы обнаруживаете, что Ваше взаимодействие с сотрудником, превращается в напряженный похожий на открытый конфликт процесс, сделайте в Ваших переговорах паузу. Молчание и пауза даст Вам время успокоиться и спокойно продолжить разговор;
  • коллеги, с которыми Ваши профессиональные и неформальные отношения не складываются, также заслуживают Вашего уважения. Во избежание наиболее вероятных конфликтов, сохраняйте уже установленные отношения, не разрушайте даже слабых связей между Вами.

3.2. Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов

1. Эмпатия – сопереживание с кем-то его эмоций.

2. Доброжелательность.

3. Аутентичность (умение  быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и  ролями).

4. Конкретность (отказ  от многозначных и невнятных  замечаний, общих рассуждений,  готовность однозначно отвечать  на вопросы).

5. Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими  «идти вперед», а не только реагировать на их  действия).

6. Непосредственность (умение  говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего  отношения к ним).

7. Открытость (готовность  и умение говорить о своих  мыслях и чувствах).

8. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений.

9. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

3.3. Стресс и методы борьбы с ним

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии, например, работа сотрудников экстренных служб. В настоящий момент взгляд на эти вещи несколько изменился, и к наиболее стрессовым профессиям теперь относят и работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми. Довольно часто им приходится сталкиваться с недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, приводит в стрессовое состояние.

Рассмотрим основные способы борьбы со стрессами.

Непредвиденная  ситуация

Если непредвиденная стрессовая ситуация настигла вас на рабочем месте, попробуйте не бросать  все силы на решение проблемы, а, напротив, немного отвлечься. Если вы зациклитесь на возникшей проблеме, у вас вряд ли получится адекватно реагировать на ситуацию, не говоря уже о том, чтобы найти правильный выход. Подышите, замедляя дыхание. Организм тут же начнет подстраиваться под эту перемену, сердцебиение «успокоится». А с наступлением физического покоя придет и эмоциональный контроль. Но во время короткой релаксации не пускайте новые проблемы в свои мысли.

Разговор о проблеме

Если в течение рабочего дня у вас скопилось много  отрицательных эмоций, воспользуйтесь следующим способом – выплесните негатив. Только не надо дожидаться точки кипения и переходить на крик. Попробуйте объяснить ситуацию коллеге. Когда проговариваешь проблему, она часто перестает казаться такой уж ужасной.

Информация о работе Бесконфликтное поведение. Борьба со стрессами