Бихевиоризм, когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Актуальность бихевиоризма и когнитивной психологии обусловлена тем, что их основные принципы и методы широко используются в современной психологической науке, а также нашли практическое применение в различных областях.
Предметом изучения в контрольной работе являются два направления психологии в первом вопросе бихевиоризм, во втором – когнитивная психология. Цель контрольной работы – изучение сущности бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем, и рассмотрение основных положений когнитивной психологии и их соотношение.

Содержание работы

Введение 3
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. 5
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии. 12
3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальт-психологии 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа психология.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

финансовый  университет

при правительстве российской федерации

ярославский филиал

Кафедра: Философии и социологии

Факультет: Финансово-кредитный     Направление: Бакалавр экономики

Контрольная работа №

по  дисциплине

Деловое общение

 

Вариант № 5

 
   
     
     
     
     
   

Ярославль 2013


 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. 5

2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии. 12

3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальт-психологии 16

Заключение 18

Список  использованной литературы 20

 

 

Введение

Актуальность бихевиоризма и когнитивной психологии обусловлена тем, что их основные принципы и методы широко используются в современной психологической науке, а также нашли практическое применение в различных областях.

Предметом изучения в контрольной работе являются два направления психологии в первом вопросе бихевиоризм, во втором – когнитивная психология.

Цель контрольной работы – изучение сущности бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем, и рассмотрение основных положений когнитивной психологии и их соотношение, для этого необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность бихевиоризма;
  • указать результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение;
  • рассмотреть какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма;
  • определить в чем заключается несогласие бихевиористов с позициями когнитивной психологии;
  • указать методы, применяемые бихевиоризмом;
  • указать основные постулаты когнитивной психологии;
  • рассмотреть исследования американских психологов У. Нейсера, Дж. Келли, Дж. Роттера, канадского психолога А. Бандуры;
  • указать методы, применяемые когнитивной психологией.

В первом вопросе будет рассмотрена сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. Во втором вопросе будут названы основные положения когнитивной психологии. В третьем вопросе будет решен тест по выбору варианта из перечисленных тезисов, относящихся к гештальтпсихологии, а так же указано в чем состоят их противоречия. 

  1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем.

Для своего времени, начала XX века, бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс.

В основе бихевиоризма лежит  понимание поведения человека и  животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и  эмоциональных реакций на воздействия  внешней среды.

Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог  Э. Торндайк (1874—1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков у животных. Ему принадлежат ряд законов научения, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.

В 1913 г. Джон Уотсон выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой было сформулировано кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение".

Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение (behavior – "поведение"), а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо.

Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное  наблюдение, отрицая пользу и достоверность  любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось  с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало  изучать в их связи с изменениями  стимулов, возникающих в самом  организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения  человека от внешних факторов, а  также в целенаправленном его  формировании.

Развитие системы бихевиоризма потребовало пересмотра некоторых традиционных психологических понятий таких как, эмоции и инстинкт. Так, например, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами.

Согласно Уотсону, нет  никакой разделительной черты между  человеком и животным. Термины «сознание», «психическое состояние», «разум» заменены научными терминами раздражение», реакция», формирование поведения» и т.п. В целом, психология, как наука о поведении должна иметь дело только с актами типа мышечных движений или действий желез внутренней секреции, которые можно объективно описать, не прибегая к философским концепциям и терминологии.

Своим идейным вдохновителем Уотсон называл физиолога               И.П. Павлова, давшего ясное описание условно рефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. Уотсон считал, что анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями, то есть мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать. Объективно изучать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. В этом смысле задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление1. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Теперь она включала независимый от сознания    стимул – реактивные отношения. Изменились и схемы психологических экспериментов: в качестве животных - белые крысы, экспериментальные устройстве – лабиринты и проблемные ящики. Стоит отметить, что реакции животных носили случайный характер. Поэтому, исключив сознание, бихевиоризм оказался односторонним направлением.

Таким образом, с позиции  бихевиоризма личность – организованная и относительно устойчивая система  навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены  к жизненным ситуациям, изменение  ситуации ведет к формированию новых  навыков. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Торндайк выдвинул принцип "проб и ошибок", согласно которому выработка новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

В 1911 аналогичные идеи выдвинул М.Ф.Мейер (1873–1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Затем ученик Мейера А.П.Вейсс (1879–1931) задался целью преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890–1958) и У.С.Хантер (1889–1954), внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

Расцвет классической формы бихевиоризма наступил в 1920-х годах. Основные идеи, методики исследования и термины бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название "бихевиоральных наук". В послевоенное время традиции бихевиоризма были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в американских концепциях программированного обучения.

В советской и зарубежной психологии бихевиоризм был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии.

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало высокую эффективность —в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые являются следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, - поведенческую проблему. По такому же принципу основана идеология проведения тренингов, где не обойтись без опоры на поведение.

Другой из прикладных методов – это эффективное воздействие рекламы. Сам основоположник бихевиоризма Уотсон преуспел в рекламном бизнесе. Реклама стимулирует наши покупательские реакции.

Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая  схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения (например, школьная отметка). Здесь работает утверждение Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.

Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика  плохой отметкой, добивается того, что  он становится внимательнее. А для  учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет  наказывающего и не приносит пользы наказываемому»2.

Итак, в свое время рождение бихевиоризма отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Но попытки свести все психические явлений к поведенческим реакциям в некоторых случаях производят впечатление примитивности. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах - бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

 

  1. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии.

Информация о работе Бихевиоризм, когнитивная психология